just_try (am1975) wrote,
just_try
am1975

Categories:

Опера: «Отелло»/ Deutsche Oper am Rhein , Düsseldorf

Опера «Отелло»/ Deutsche Oper am Rhein

Я напишу по горячим следам, потому что мое отношение к увиденному менялось в течение вечера несколько раз, и не исключаю, что завтра к вечеру, когда появится возможность в следующий раз написать большой пост, мнение изменится еще раз. Так что лучше запишу сразу. Очень длинно как обычно.

Это предпоследняя опера, написанная Джузеппе Верди, которая относится к позднему периоду творчества композитора. В 1871 году Верди поставил «Аиду», и больше, чем десятилетие ничего не писал. Многие заговорили о том, что пришло поколение молодых музыкантов, и Верди «выдохся». И вдруг появляется «Отелло».

Работал Верди над ней 2 года - 1884-1886гг. И спустя 15 лет после «Аиды» на сцене появилась опера «Отелло». Впервые произведение было поставлено на сцена миланского la Scala в 1887 году .

Опера написана по мотивам знаменитой трагедии Шекспира «Отелло, венецианский мавр». Действие происходит на Кипре, и киприоты очень любят показывать «замок Отелло» в Фамагусте, где якобы погибла Дездемона, супруга существовавшего в действительности венецианского наместника на Кипре Кристофера (Христофора) Моро, командующего венецианскими войсками на Кипре в 1506-1508. Там же при загадочных обстоятельствах Моро потерял свою юную жену.



Foto: Deutsche Oper am Rhein


Где именно взял свой сюжет Шекспир достоверно неизвестно ( да что там сюжет... до сих пор достоверно неизвестно, кто именно скрывался под именем «Уильям Шекспир»! Что уж говорить о сюжетах) , но место действия трагедии определено - это нынешняя территория Северного Кипра.

Это, так сказать, историческая составляющая. Пьеса Шекспира написана в пяти актах. Либреттист Верди Арриго Бойто (Arrigo Boito) полностью выкинул первый акт. Таким образом опера идет в 4 актах с одним антрактом.

Теперь о самом действии. Я сразу, в первом же предложении, сформулирую суть, а вы уж решайте, слушать вам эту оперу в постановке Michael Thalheimer или нет.

Нам в целом понравилось. Но это, мягко говоря, на подготовленного слушателя. Рекомендовать каждому не решусь. Смотреть ( не слушать- смотреть! ) оперу безумно тяжело.

Объясню почему. Дело не в качестве пения. Поют великолепно. Все до единого - и Яго, и Отелло, и Дездемона, и Кассио, и Эмилия, и все второстепенные персонажи.

Дело в сценографии. Мы такое видим впервые в жизни. Представьте себе черный мир. Черный- черный ( тут напрашиваются аналогии из всяких детских считалок, но мы их опустим).

Черная сцена, полное отсутствие декораций. Одетые во все черное артисты. Отелло - белый, но с черной маской на лице. Дездемона в черном. В черном Кассио и Родриго, в черном Эмилия. На заднем плане хор - во всем черном.


Foto: Deutsche Oper am Rhein



Когда занавес поднимается, глаза очень долго не могут сфокусироваться на происходящем. И первые два действия даются бесконечно тяжело.

И дело даже не в том, что события происходят в конце 15 века, в период расцвета Венецианской республики, где роскошь была совершенно неимоверной, где дожи купались в золоте. На Кипре, территории, подконтрольной Венецианской республике, пейзажи тоже имеют оттенок, отличный от чёрного. Но и это не главное.

Тяжело элементарно следить за сюжетом. Потому что даже знакомое с детства « Ты полюбила меня за муки, я же тебя — за сострадание к ним» достаточно тяжело слышать от двух людей, полностью погруженных во мрак.

Понятно, что режиссер пытался таким образом передать безумие, охватившее Отелло, страшную, жуткую ревность. Ад в его душе. Но тогда должна быть некая динамика - Отелло не сразу стал таким, он бесконечно любил свою юную жену, и в опере есть одна из самых красивых любовных арий, когда-либо написанных Верди.



Здесь же чернО с самого начала . И до конца. Во время всей оперы на сцене появляются только два предмета, отличающихся по цвету от черного. Белый платок, явившийся «доказательством» измены Дездемоны, и белое свадебное платье Дездемоны, используемое в сцене ее гибели.

Первые два действия до антракта смотреть на сцену настолько тяжело, что хочется закрыть глаза и слушать как радиоспектакль. После антракта, когда глаза, как ни странно, немного привыкают, становится легче. И как только ты «осваиваешься» в темноте, начинаешь внимательно следить за действием. А не только слушать.

В целом очень необычно. Опыт, безусловно, интересный, но однозначно рекомендовать не возьмусь.
Tags: партер
Subscribe

Posts from This Journal “партер” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments