?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вообще я наверное все же мазохистка. Это с одной стороны. Потому что фильм не просто не рождественский, а такой, что хоть в петлю. С другой стороны, добрая треть моих кинообзоров начинается фразой: "Вообще-то я не люблю чернухи и стараюсь ее не смотреть". Или заканчивается этой фразой. Или в середине она проскакивает. Факт тот, что чернухи не люблю. И действительно по возможности стараюсь ее избегать. Но если ее избегать, то по большому счету российское современное кино можно совсем не смотреть. Потому что либо безысходность, возведенная в гиперстепень, либо идиотские комедии. Золотой середины практически нет. А смотрю я много и разного. И хочется получить представление о российском киноландшафте в полном объеме.

И тем не менее. Я три раза садилась писать рецензию на фильм молодого режиссера Натальи Мещаниновой "Комбинат "Надежда".

The Hope Factory

Потому что с одной стороны , он вызвал во мне совершеннейшую тоску с болезненными спазмами, потому что если оно все вот так, как показано, то население России скоро просто вымрет и кино снимать будет не о ком. А с другой.... я все равно его досмотрела, досмотрела с интересом, возрастающим по мере развития весьма и весьма, надо сказать, нединамичного сюжета. Досмотрела и сильно задумалась. О том, что я наверное уже очень многого не понимаю.

Во-первых, мне очень стыдно и я наверное ханжа-ханжа-ханжа, и выкидывайте меня к чертовой матери, если вы не согласны со мной, но я не понимаю стилистической оправданности наличия в фильме такого количества мата. Нет, не то, чтобы меня бросало в краску от того, что не "нефритовый стержень" и не "пещера сладострастия", и я не раз писала уже о том, что наличие обсценной лексики должно быть как минимум оправдано, как, скажем, в книге Снегирёва "Чувство вины", но всему есть пределы.

Герои фильма не просто изъясняются матом. Они как бы в нем живут, существуют, плавают. (Меня нет в России почти 18 лет. Неужели сейчас все вот так?) Его используют как связку, как способ выражения разнообразных эмоций - да всех эмоций, чего мелочиться, иногда создается впечатление, что кроме мата ничего и нет. Первая же сцена, где подростки отмечают отъезд своего друга "на большую землю" повергает в шок. Потому что такого количества отборного мата я не слышала не только на экране, но и в жизни наверное тоже. Ну может лет 20 назад в одном из бомжатников в глухие 90-е что-то похожее и было. И то там поинтеллигентней изъяснялись. Бомжами в 90-е и бывшие доктора наук становились...

Если бы было необходимо описать фильм "Комбинат "Надежда" одним словом, то это было бы слово "болото". Даже не безысходность, а именно болото. Где ничего не происходит, где трясина и гнилостный запах, где тоска зеленая и абсолютное отсутствие той самой надежды. Действие происходит в провинциальном Норильске. Том самом, где "Норильский никель", том самом , где экологическая катастрофа, где люди задыхаются от ядовитых испарений, и никому ничего не надо. Где северные надбавки никак не компенсируют наличие северной тоски. Индустриальные пейзажи, блочные коробки домов, сизые трубы, висящий над городом смог...

В центре повествования - молодые люди из этого самого Норильска, с его градообразующим предприятием, пожирающим легкие людей, отнимающим их здоровье, но одновременно и кормящим город. Ребята, которые все как один мечтают свалить "на материк" - это интересное такое понятие, которое повторяется рефреном из кадра в кадр.

Материк, Большая земля, Москва, Питер, "Екат", "Новосиб" - не важно что, лишь бы прочь от этой мерзлоты, от скорченных карликовых деревцев, от серости и стылой мари вокруг. От водки и от тоски. Мальчики и девочки, 18- 20 летние, ничем особо не занимаются. Бухают, сношаются как кролики, разговаривают с помощью двух десятков слов. Наверное даже планируют сбежать подальше от этого проклятого места, но при этом - и в этом скорее всего и есть высший смысл фильма - совершенно ничего для этого не делают.

Nadejda

То есть если и мечтают, то как-то уж очень абстрактно, лениво. Смысл жизни в ежедневных мечтах о том, чтобы что-то изменить без каких бы то ни было усилий для этого. При этом они, герои, наверное даже неплохие ребята. И главная героиня - Света ( я долго на нее смотрела и все никак не могла понять, кого же мне напоминает актриса Дарья Савельева. Под конец фильма поняла - ну Терехова же! Юная Маргарита Терехова!), мечтающая убежать к своему мальчику "на материк". Света, живущая в полной семье, с определенным достатком - и здесь контраст между неплохими в общем-то северными заработками, полными холодильниками и вполне пристойной обстановкой в квартирах с одной стороны, и серостью окружающего мира, как внешнего, так и внутреннего, мира главных героев, с другой.

И главная соперница Светы - Надя, красивая девочка, лениво приторговывающая собой даже не потому, что жить не на что, а просто так, от скуки.
Nadegda 1

Ни мальчик Алёша, увлекающийся фокусами, и мечтающий о заработках на корпоративах. Неплохие ребята. Просто не желающие ничего менять и принимающие эту безысходность как должное. И преступление, совершенное в конце фильма, происходит не по злому умыслу, неосознанно, а опять же, походя, лениво, от тоски.

Вспомнила еще один фильм, очень похожий по контексту, но оставивший более целостное впечатление - "Однажды в провинции" Екатерины Шагаловой. Там, правда, обоснованная чернуха-чернуха, с жизнью в заводском общежитии, со всей присущей подобной жизни грязью, с бывшим военным, вернувшимся из Чечни, с домашним насилием и черными попойками. А здесь вроде как контраст внешне неплохих условий и внутренней пустоты.

Если вся провинция такая, как ее показывает Наталья Мещанинова, то это не просто беда. Это трагедия. Полное вырождение. Причем у режиссера интересная, совершенно документальная манера съемки - с дрожащей наезжающей камерой, с ощущением "любительщины". И этой "любительщине" веришь.

А еще интересный момент - это уже не первый и не второй фильм подобного плана, попадающийся мне, режиссерами которого являются женщины. То есть если обобщать, то это такой мета-женский вгляд на провинцию . И на страну в целом. Есть над чем задуматься.

Смотреть посоветую далеко не каждому. Там нет жестокости и нет того, что выворачивает наизнанку. Там нет леденящих душу сцен и сюжетов, от которых хочется спрятаться. Есть сплошная серая безысходность. Как беззвучный плач. Если нервы крепкие - смотрите. Снято, несмотря ни на что, талантливо.

Comments

jabelyipushisty
Dec. 24th, 2014 04:35 am (UTC)
"Неужели сейчас все вот так?"

нет, среди нормальных людей не так, а среди творческой интеллигенции - да, именно, так
ну а вообще это просто стиль такой - "г**но-кино" называется. по канону там обязан быть мат, грязь, дерьмо, развалины, безысходность и т.д.
продукт изначально рассчитан исключительно на западного зрителя - че он хочет видеть - то и снимают
am1975
Dec. 24th, 2014 08:24 am (UTC)
Думаете, изначально снимается исключительно фестивальное кино по заданным стандартам? Чтоб побольше грязи и безысходности? Странно как-то...
jabelyipushisty
Dec. 24th, 2014 04:44 pm (UTC)
именно так. для хорошего кино, рассчитанного на отечественного зрителя нужно иметь талант, мастерство, чутье, идею, которую хочется донести. а ничего этого у авторов нет. поэтому отечественное кино никто не смотрит (я не о совецких шедеврах, их как раз смотрят). ну почти не смотрят
поэтому снимают либо для отмыва денег, либо сразу на запад. у запада о россии уже сложившееся мнение имеется и ему не нужно что-то, рвущее шаблон, это не комфортно.
если вы обратите внимание, то увидите, что люди разных убеждений предпочитают кучковаться вместе и обсасывать лишь ложащиеся в любимую концепцию факты. запутинцы молятся своей крысе, члены секты свидетелей овального наяривают на своего кумира. те, кто ненавидят обоих изначально выглядят адекватными, но это не так, они такие же верующие, но с отрицательным знаком

есть еще один момент. когда-то, когда работала цензура, не допускалось и мысли о ненормативной лексике. и тот, кто первый крикнул с экрана "**й!", щекотал публике нервы. публика, изнеженная за годы сытого застоя хотела впечатлений - и она их получила. но вот беда - постоянный сигнал притупляет ощущения. чтобы продолжать воздействовать на зрителя приходится увеличивать сигнал, насыщая экранное пространство **ями, и так до тех пор, пока ничего, кроме этого не останется. вот уже лет 15-20 этот прием не действует, а им все продолжают пользоваться. режиссер должен быть совсем неадекватным, чтобы продолжать впаривать такое творчество нашему зрителю.
am1975
Dec. 24th, 2014 05:12 pm (UTC)
Спасибо за подробный ответ.

Я полностью согласна с тем. что эпатировать публику можно лишь до определенного предела и тот или иной посыл, каким бы экстравагантным он ни был, невозможно повторять до бесконечности. В какой-то момент приедатется. Эффект новизны пропадает, а на смену ему ничего не приходит. Это я про мат в данном случае.

Profile

am1975
just_try

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com