?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Химик Маша

Еду на днях в автобусе. Из-за моей недавней травмы я практически не могу ездить на машине - больно сидеть, а в общественном транспорте, который в Германии редко бывает переполненным, вполне комфортно можно постоять. Автобус резко тормозит на светофоре и я морщусь от толчка. Неприятно. Сидящая напротив длинноволосая брюнетка в джинсах и немаркой темной курточке тут же вскакивает:

- Садитесь пожалуйста! У вас что-то болит?

Девушка говорит с явным восточноевропейским акцентом и внешне похожа на славянку. Я вежливо благодарю, и объясняю, что сидеть мне как раз неудобно и вообще я сейчас выхожу. Но спасибо еще раз. Девушка задумчиво кивает и углубляется в учебник с химическими формулами, который читала до этого.

3

Через три остановки мы с ней одновременно выходим.

-Вы говорите по-русски?, -спрашивает она первой.
-Да.
-Ой, здорово. Я тоже! Меня Маша зовут. Я тут недавно совсем. Учиться приехала.

Маша на вид совсем молоденькая, точно до 25. Стройная, изящная, со прекрасным цветом лица и аккуратным маникюром. За спиной у нее рюкзак, судя по всему набитый книгами. Ту самую книжку, которую она читала в автобусе, Маша торопливо запихивает вовнутрь, попутно роняя какую-то тетрадку, и виновато улыбается.

-Я ужасная недотепа. И трусиха. Сама не знаю, как решилась на эту авантюру. А вы давно тут? В Германии, в смысле?

Мы идем с Машей в одном направлении, и я, поглядывая на часы - до назначенной встречи еще полчаса - рассказываю, что здесь давно, скоро полжизни как. Маша округляет глаза: " И вам не страшно было одной?". "Ну, я была, во-первых, не одна, а во-вторых, мне было в то время почти столько же лет, сколько вам сейчас. А в этом возрасте, по-моему, ничего не страшно. Только дико интересно и хочется попробовать что-то новое."

- Маша, я иду пить кофе. У меня времени еще много. Хотите - можете составить мне компанию. Поболтаем.
-С удовольствием!, - Маша снова сбрасывает свой неподъемный рюкзак, перепаковывает содержимое, и мы направляемся в ближайшую кафешку, где можно стоя ( для меня это важно!) попить кофе.

Маше всего 22 года. Она закончила в Москве бакалавриат по химии и сразу же подала документы сюда, в Германию, в магистратуру. Пришлось еще какие-то время ждать, готовить пакет документов, заниматься языком.

- Я мечтала уехать с 16 лет, со школы. Язык начала учить тогда же. Хотела именно в Германию, бредила ей просто. Но в нашем городке - я родом из Орловской области - слыхом не слыхивали ни о каких студенческих программах, обменах. В городе один педагогический институт и несколько колледжей - это сейчас ПТУ так модно называть, - объясняет она, видя мое недоумение.

- Так вы в Москве учились?
- Да, мне удалось поступить на бюджетное отделение. Не спрашивайте, чего мне это стоило. У меня родители совсем небогатые. Обычные провинциальные интеллигенты - едва сводят концы с концами. Мама - библиотекарь, а папа в нашей школе химию преподавал. Отсюда у меня и любовь к этому предмету. Папа меня и натаскал для поступления.

Маша аккуратно отпивает глоток из маленькой чашечки и продолжает:

-В Москву приехала - первое время в шоке была. Город огромный, ритм бешеный, вокруг -ни одного родного лица. Жила в общаге, училась, подрабатывала все годы в "Кофе-Хаузе", чтобы денег хоть скудно, но хватало.

- А родители помогали?
- Аня, родители бы рады были помочь, да нечем. Вы знаете, какие в регионах зарплаты?

Я пристыженно замолкаю.

- Я сразу же, еще на первом курсе, пошла на курсы немецкого. Но прозанималась всего полгода. Потом платить стало нечем. Дальше училась только сама - онлайн, по всяким курсам, по играм. Переписывалась в скайпе еще с немцами и австрийцами. Мне нужен был немецкий. Я хотела именно сюда. То есть не сюда, в Дюссельдорф, а вообще в Германию. Все равно куда. Некоторые из тех, кто со мной на курсах занимался, были категорически против Восточной Германии. Типа, тот же совок. А мне все равно было совершенно. Лишь бы оттуда.

- Почему, Маша? Так плохо было?

Она прищуривается, смотрит на меня несколько напряженно, а потом вдруг снова улыбается.

- А вы почему уехали тогда, в 90-х?

- Да наверное потому же, почему и вы. Мотивы у всех приблизительно одинаковые. Только тогда информации было намного меньше. А уж поток студентов был совсем не таким, как сейчас.

Маша лезет в свой рюкзак, достает упакованный в канцелярский файл документ. Подает мне.

Это перевод ее диплома. Диплом с отличием. Химик- технолог.

4

- Я сейчас как раз еду в университет. Им снова понадобились все документы для оформления общежития. Хотя я все уже подавала и не раз. Учеба сама по себе началась с октября, но я по-прежнему живу на съемной квартире. Что-то там напутали с документами и у меня с самого начала не было места. А теперь вот будет.

-Маш, а после окончания магистратуры возвращаться планируете?

Она смотрит на меня как на сумасшедшую.

-Да что вы! Зачем? Там науки нет, ничего нет. У нас четверть курса разъехалось. Кто пошустрее, кому удалось вовремя документы подать, кто тесты языковые хорошо сдал, кто стипендию нашел - все уже на Западе. От Германии до Норвегии. Есть мальчик, которому в Штаты удалось уехать. Один , правда, всего. Остальные все здесь, в Европе. А кому было лень языки учить, или страшно, или кто вообще на химию плевать хотел - те там остались.

- И что сейчас делают?

Маша горестно машет головой:

- Что-то...Одна девочка мобильные телефоны продает, другая в каком-то офисе сидит, бумажки перекладывает, говорит, за прошедшее с окончания время к химии не прикасалась. Формулу простейшую не вспомнит. Еще один парень в институте остался типа как лаборантом что ли или помощником преподавателя - там гроши совсем платят, профессора все старенькие, свой век доживают, преподавать никто не идет, так его с распростертыми объятиями приняли. А он из провинции, как и я, ему возвращаться по большому счету все равно некуда, так лучше хоть так.

-А наукой-то, наукой хоть кто-нибудь занимается?

- Двое со всего курса решили продолжать учиться там. Остальные ищут, где потеплее и зарплаты побольше.

- А здесь вы как дальше планируете?

- Закончу магистратуру, потом буду научного руководителя искать, диссертацию писать. В идеале хочу потом в ресерч на Байер. Но до этого еще очень далеко. В любом случае, я хочу химией заниматься, а не тряпками торговать...

Вот такая вот химия. Наверное все это очень хорошо для Маши. И очень плохо для России, откуда толпами уезжают такие, как она - молодые, активные, увлеченные наукой.

Comments

( 82 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
moskvichka007
Nov. 23rd, 2013 04:37 pm (UTC)
kakya Masha molodets! tak i nado!
am1975
Nov. 23rd, 2013 04:40 pm (UTC)
Молодец конечно. Но это огромный труд - выучить язык, поступить, скопить деньги на первое время, найти, если это возможно, стипендию. Не всем по плечу. Поэтому я и говорю, что уезжают самые активные.
(no subject) - Olga Drozdova - Nov. 23rd, 2013 04:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Nov. 23rd, 2013 05:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Olga Drozdova - Nov. 23rd, 2013 05:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Nov. 23rd, 2013 05:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iyeoka - Nov. 24th, 2013 09:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - aloksa - Nov. 23rd, 2013 06:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Nov. 23rd, 2013 06:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aloksa - Nov. 23rd, 2013 06:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Nov. 23rd, 2013 07:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aloksa - Nov. 23rd, 2013 07:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Nov. 23rd, 2013 07:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aloksa - Nov. 23rd, 2013 07:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Olga Drozdova - Nov. 23rd, 2013 07:46 pm (UTC) - Expand
yajohn
Nov. 23rd, 2013 04:54 pm (UTC)
> И очень плохо для России
Если считать что Россия это некая самостоятельная сущность питающаяся молодыми, активными и увеличенными - то да, плохо.
am1975
Nov. 23rd, 2013 05:03 pm (UTC)
При словах " сущность, питающаяся молодыми..." мне представился какой-то монстр- осьминог, пожирающий молодую плоть.:))
(no subject) - deine_traumer - Nov. 23rd, 2013 07:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Nov. 23rd, 2013 07:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - molly_coodle - Nov. 24th, 2013 11:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Nov. 24th, 2013 12:34 pm (UTC) - Expand
nissets
Nov. 23rd, 2013 05:00 pm (UTC)
Вы знаете, ресерч на Байер - это конечная стадия развития. Я только вчера с фармацевтической конференции, давайте я популярно объясню историю с Байером - хотя они сейчас в лучшей форме, чем другие.
Мерк в ближайший год увольняет 16,000 ученых. Не секретарш и продавцов, а ученых. Из них большое количество - с кандидатскими степянями.
В Германии лучше, Германия - это вообще родина органической химии, там еще и Берингер, у них сейчас дела получше. Но вы должны еще понимать простой процесс - фармацевтическая индустрия НИКОГДА больше не будет настолько прибыльной, какой она была в последние 20 лет. И большее количество новых лекарств будут не "маленькие молекулы" - то есть органические молекулы, весом не более 1000 дальтонов - а антитела. Сейчас уже весь ресерч вывозится в Китай и Индию, так же как и клинические испытания.
В Америке, по крайней мере, больше половина студентов любого химического факультета - китайцы. Работу найти, с кандидатской из хорошего места и пост-дока типа из Массачусеттского Технологического Института - невозможно. Люди идут преподавать в те самые колледжи.
По сравнению с перспективами возвращаться в Орловскую область, Дюссельдорф, бесспорно, лучше. Естественным образом, завтра нужда в химиках не отпадет. Но я по личному примеру погу сказать - а у меня и кандидатская степень, и дипломы такие, что дай-то Боже - когда ты общаешься с питерскими одноклассниками, которые занимаются какой-нибудь логистикой, у которых средний уровень жизни выше в сто двадцать пять раз, чем у тебя, а ты тут все бегаешь, занимаешься великой наукой, то становится за себя как-то несколько неудобно. А главное, что ты всегда, вроде как, все правильно делал. Но возможно, что мне просто не повезло, но таких "невезучих" у меня из знакомых - весь класс из аспирантуры. В науке никто не остался, в фирмах, из моего класса, никто не работает, большая часть народа занимаются маркетингом и всякими того же рода занятиями.
am1975
Nov. 23rd, 2013 05:26 pm (UTC)
Спасибо большое за такие подробные разъяснения. Я , к стыду своему, не знала всех деталей. Думаю, девочке ситуация в любом случае известна лучше, чем мне. И это ее выбор - наука здесь, а не там.

И это очень хорошо, что Вы написали так подробно, так как это может быть полезно кому-то из моих читателей, работающих в этой сфере.

Что касается сравнений себя с однокурсниками, занимающимися логистикой или маркетингом...Думаю, это не самый верный путь, как и вообще любые сравнения, ибо каждому -свое. Кому-то чистая наука, кому-то заработок в несвязанных с полученным образованием областях. И выбор этот обусловлен массой факторов - и семейным положением, и финансовой стабильностью, и тем, насколько партнер поддерживает "науку ради науки". Если Вам хорошо в науке и вы чувствуете, что это - "Ваше", то зачем себя ломать?

Если посмотреть на моих бывших однокурсников по факультету социологии МГУ, то я по сравнению со многими из них - просто гламурный тунеядец, занимающийся не пойми чем, причем в основном для собственного удовольствия, и уж точно не тем, на что училась. Речь даже не о финансах, а о востребованности по изученной профессии. Ну так и что с того? У каждого свой путь.
(no subject) - nissets - Nov. 23rd, 2013 05:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Nov. 23rd, 2013 05:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nissets - Nov. 23rd, 2013 06:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Nov. 23rd, 2013 06:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - notnewchance - Nov. 23rd, 2013 09:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Nov. 23rd, 2013 09:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nissets - Nov. 23rd, 2013 09:51 pm (UTC) - Expand
estreiiita
Nov. 23rd, 2013 06:16 pm (UTC)
Да молодец, конечно, Маша, и всё у неё будет хорошо - в 22-то года! Закончит магистратуру, а там разберётся, как ей быть дальше, даст Бог, и парня себе хорошего найдёт в Германии. В xимии очень много областей и не все они завязаны на фармацевтику. Главное, что ей это наука нравится и что она сейчас там, где ей хотелось быть. А если в будущем обстоятельства сложатся так, что она захочет - или должна будет - жить в другом месте и работать, скажем, в логистике - ну тогда она и будет решать эти проблемы. Всего всё равно не предугадаешь и самую распрекрасную и надёжную специальность на много лет вперёд не выберешь!
am1975
Nov. 23rd, 2013 06:23 pm (UTC)
Я согласна, Лена, что всего предугадать невозможно. И распланировать всю жизнь на долгие годы вперед тоже не всегда представляется возможным. Да и не нужно это.
grande_marmotte
Nov. 23rd, 2013 09:13 pm (UTC)
Маша умничка какая!
Я аж заностальгировала :)))
am1975
Nov. 23rd, 2013 09:18 pm (UTC)
Умничка! И , надеюсь, у нее все получится.
bleu_claire
Nov. 23rd, 2013 10:57 pm (UTC)
Я была на месте Маши четыре года назад и понимаю почему она уехала, но мне очень обидно какие причины она приводит и то, что она наверняка рассказывает все это и немцам. В Москве и Питере сейчас прекрасные программы для молодых специалистов с хорошими зарплатами, в том числе в химии, одна отрасль нефте газа чего стоит. Этически ничуть не хуже фармацевтики, что опять же этически очень сомнительная отрасль. Телефонами мобильными с дипломом химика технолога торговать- это не от состояния системы, а от состояния сознания. Говорю как человек закончивший факультет смежный с хим факом в 2010, тоже бюджетный, тоже без помощи родителей, тоже работавший с 14 лет. Обидно, очень обидно такие истории слушать мне лично.
am1975
Nov. 23rd, 2013 11:26 pm (UTC)
Ника, мне очень сложно судить, как там дело с наукой обстоит на самом деле. Но я не знаю практически ни одного студента или студентку, уехавших учиться на Запад, и вернувшихся после учебы в Россию. То есть наверное они есть, но они все же в меньшинстве. И наверное во многом это все-таки вина государства, не создающего условий своим молодым ученым. Но вообще конечно грустно - для страны. Для конкретной девушки Маши это определенно шанс, как мне кажется.
(no subject) - bleu_claire - Nov. 23rd, 2013 11:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Nov. 24th, 2013 12:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Nov. 24th, 2013 10:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - bleu_claire - Nov. 24th, 2013 11:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Nov. 24th, 2013 11:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - bleu_claire - Nov. 24th, 2013 11:37 am (UTC) - Expand
bleu_claire
Nov. 23rd, 2013 10:58 pm (UTC)
П.с. Я пропустила про травму - надеюсь, все скоро пройдет и не оставит следа.
am1975
Nov. 23rd, 2013 11:29 pm (UTC)
Спасибо большое!
kurushka
Nov. 23rd, 2013 11:39 pm (UTC)
Я была точно такой же Машей, только в Штатах и сразу в аспирантуре. И даже в Байер мечтала попасть. У нас 1-в-1 такая же ситуация с нашим выпуском, все кто мог, все уехали. Кто остался - или сидит на копейках и пытается двигать науку, или мобильными торгует.

Грустно, конечно. Мне еще грустно что я единственная попала в Штаты со всего потока, и все это бросила.
am1975
Nov. 23rd, 2013 11:53 pm (UTC)
Вот мне тоже кажется, что эта ситуация более чем типична, и если заменить Машу на Сашу, а химию - на геофизика или микробиологию, суть от этого вряд ли изменится. Это такой срез общества. Грустно конечно. В глобальном масштабе. Для конкретного молодого ученого это -шанс. Ну, мне так кажется.
(no subject) - am1975 - Nov. 23rd, 2013 11:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kurushka - Nov. 24th, 2013 12:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Nov. 24th, 2013 12:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - kurushka - Nov. 24th, 2013 12:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Nov. 24th, 2013 12:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - kurushka - Nov. 24th, 2013 04:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Nov. 24th, 2013 07:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - kurushka - Nov. 24th, 2013 10:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Nov. 24th, 2013 10:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - kurushka - Nov. 24th, 2013 10:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Nov. 24th, 2013 12:31 pm (UTC) - Expand
silverfernnz
Nov. 24th, 2013 06:08 am (UTC)
Мой папа- химик, нашел работу в Германии по специальности в возрасте 40+ без блата и рекомендаций вообще. Пришлось несколько раз менять специализацию (он был в Харькове неоргаником, пришлось в Германии осваивать микробиологию и потом еще какое-то направление, название которого от меня ускользает). В Восточной Германии. С ошибками и акцентом, от которого даже я вздрагиваю. Это я к тому, что дороги открыты всем, кто не валяется на диване, а активно ищет.

По поводу комментов выше о том, что всех химиков/фармацевтов поувольняют и как жить дальше. К нам в Новую Зеландию сейчас толпами приезжают строители из Ирландии. Там они не могли прокормить семью, не было работы. А в НЗ они помогают восстанавливать наш город после землетрясения и живут припеваючи. Вполне вероятно, что где-то есть много работы для фармацевтов :)
am1975
Nov. 24th, 2013 08:00 am (UTC)
Лена, я не сомневаюсь в том, что дорогу осилит идущий. И человек, настроенный на работу, рано или поздно ее найдет. Акцент и ошибки - это все детали.

Папа твой огромный молодец. В 40 с лишним найти первую работу в Германии не так просто. Вызывает уважение!
(no subject) - silverfernnz - Nov. 24th, 2013 08:11 am (UTC) - Expand
shrewcat
Nov. 24th, 2013 07:51 am (UTC)
С одной стороны, так здорово, что есть девочки и мальчики, подобные Маше, которые знают, чего хотят, и добиваются этого. С другой - ситуация для России печальная. Причем она же не первый и не второй год существует. Если посмотреть по моим друзьям и знакомым, практически все, кто занимался наукой - начиная со школы - уже давно в Европе или Штатах. Там они уже добились очень многого. Один прекрасный пример - парень в свои 34 профессор в Питтсбургском университете со всеми вытекающими. Чего бы он добился в России? Большой вопрос. Сколково как-то организовывало конференцию для вот таких ведущих физиков с целью привлечь их обратно. Практически все выступающие - русские, кто уже давно занимается наукой на Западе, но и не думает возвращаться, даже на "жирные" условия.
am1975
Nov. 24th, 2013 08:05 am (UTC)
Мне тоже эта ситуация , описанная Машей, и все причины, подтолкнувшие ее к отьезду, показались очень типичными. Я вижу толпы молодых, совсем молодых русскоязычных ребят ( всем до 30), приезжающих сюда учиться, и остающихся здесь потом. И не вижу практически не одного, кто бы вернулся туда двигать науку. Конечно это грустно для страны. Но рыба выбирает где глубже, а человек - где ему комфортнее и где за его труд достойно платят.
martishka
Nov. 24th, 2013 09:03 am (UTC)
У моей приятельницы в Штатах муж, ученый химик-биолог. Уехал из Москвы лет 15 назад. Говорит, что ни один человек из его сокурсников в России не остался в науке.
am1975
Nov. 24th, 2013 10:50 am (UTC)
О том и речь , Оля! И никакое Сколково не спасет, пока комплексно не будут решать проблемы, пока не будет условий, в которых молодым и талантливым вгоднее, чисто экономически даже, остаться в своей стране и двигать там науку.
iyeoka
Nov. 24th, 2013 09:40 am (UTC)
Желаю Маше сил, настойчивости, терпения и, конечно же - удачи!
am1975
Nov. 24th, 2013 10:50 am (UTC)
Я тоже ей от всей души этого желаю.
ladysunrise
Nov. 24th, 2013 03:24 pm (UTC)
подтверждаю. В Беларуси, откуда я родом, такая же фигня с науками. Моя сестра - физик - работает в Дании. Подруга - биохимик - в Лос-Анджелесе. Обе счастливы работать в комфорте, по специальности и за нормальные деньги. А на родине все развалилось.
am1975
Nov. 24th, 2013 03:39 pm (UTC)
Судя по большинству комментариев я могу с сожалением констатировать, что это , увы, типично. Очень жаль.
jungehexe
Nov. 24th, 2013 09:15 pm (UTC)
знакомо и понятно.
маше, удачи. Это очень непростой путь.
am1975
Nov. 24th, 2013 10:11 pm (UTC)
Непростой. Но при удачном стечение обстоятельств и определенной доле упорства вполне посильный. Особенно в 22-то года...
eternal_spinach
Nov. 25th, 2013 05:47 pm (UTC)
Проблема российской науки не в том, что молодые выпускники уезжают за границу, а в том, что молодые выпускники из других стран не приезжают в Россию.

В Нидерландах, например, очень много людей уезжает в магистратуру/аспирантуру за рубеж. И это хорошо и правильно - пусть набираются опыта, когда же еще, как не в молодости. У нас какое-то время в аспирантской группе не было вообще ни одного голландца - были немцы (пять человек, кстати, так что из Германии тоже неплохо уезжают), бельгийцы, китайцы, британцы, южноафриканцы, ну и я. Так что надо не своих дома запирать, а немцев к себе сманивать. :-)
am1975
Nov. 25th, 2013 06:26 pm (UTC)
Интересная какая мысль, Алина! Я с такой позиции даже и не думала. Совершенно согласна, что для любого движения вперед нужен приток новой крови. И конечно приезд молодых специалистов из других стран в российские аспирантуры пошел бв науке только на пользу.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 82 comments — Leave a comment )

Profile

am1975
just_try

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com