?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

начало здесь

На улице он сразу перешел "на ты".

- Ну чего ты так перепугалась-то? Нужна ты им сто лет...Ну сидят мужики, культурно отдыхают. Им здесь ночь стоять. Сейчас по своим кабинам разбредутся и спать.
- Я не испугалась.

- Да я по твоей спине увидел, что ты напряжена как струна. Это же чувствуется. Рассказывай лучше, что ты здесь делаешь ночью одна?

И я, вопреки всякой логике, коротко описала ему ситуацию. Спросить о том, кто он, какое имеет отношение к дальнобойщикам и что здесь делает, мне даже в голову не пришло.

-Понятно. Давай-ка иди, допивай свой кофе, а потом поедем. Я впереди, а ты -потихонечку за мной. А то боязно тебя одну отпускать. Тут ехать-то -всего ничего.

- А вам...тебе куда потом?
-Да неважно. Мне несложно.

Мы действительно доехали "кортежем" до дома.

8

- На тебе телефон, -написал на обрывке сигаретной бумаги номер с берлинским кодом, - Будет что-то надо -звони. Аркадий я. Запомнила?

Я запомнила. И даже зачем-то оставила ему свой номер. В тот момент я вообще ни о чем его не успела расспросить - настолько была погружена в саморефлексию.

Он позвонил сам, месяца через три.

- Это Аркадий. Помнишь, познакомились ночью на трассе? Я буду в Дюсселе два дня. Если хочешь, можем попить кофе где-нибудь.

Так и повелось. Он появлялся из ниоткуда и исчезал в никуда. И в каждый свой приезд выдавал по чуть-чуть "своей истории". То есть мы бесконечно говорили о чем-то, о Германии, о получении профессии, о том, как стать здесь своим, о том, кто что читает. Он познакомился с моим тогдашним другом, а потом и с новым мужем, он привозил пиво из Чехии и селедку из Голландии, он звонил на все праздники и не пропускал ни один день рождения. И постепенно стал если не другом, то очень хорошим приятелем, несмотря на значительную разницу в возрасте.

Я его никогда ни о чем не спрашивала. Все, что он рассказывал о себе, он рассказывал сам - когда ему вздумается. Выдавал дозированно, небольшими порциями, видимо убедившись, что я к нему в душу не полезу и мне можно доверять. Совершенно не ручаюсь за стопроцентную достоверность истории. Возможно где-то есть какие-то перекосы, он очень многое недоговаривал, думается мне, но общее представление о том, как он попал в Германию, и как обустраивался здесь, получить можно.

Аркадий служил в ЗГВ. Офицер, семейный, с женой и сыном, на хорошем счету у командования, с хорошими перспективами... Как он сам говорит, звёзд с неба не хватал, но до подполковника рано или поздно дослужился бы. После подписания договора о выводе советских войск его часть вывели одной из первых. Приехали на Родину. Обещанные дома для офицерского состава на деле оказались многосемейными бараками напротив туберкулезного диспансера, с протекающей крышей и крысами, бегающими прямо по комнатам. Ни о каких военных городках с готовой инфраструктурой и речи не шло. Зарплату платить перестали очень быстро, и по сути армия оказалась брошенной на самотек. Как хочешь -так и крутись.

Я знаю, рассказ практически один-в-один повторяет историю Антона, одержимого морем , но что делать, если в 90-х офицеры оказались никому не нужны...

И -да, жена ушла, забрав ребенка - сначала якобы уехала к маме на Кубань погостить, пока Аркадий "что-нибудь придумает, чтобы жить по-человечески", а через месяц написала оттуда письмо, что встретила человека и "о разводе можешь не беспокоиться". Аркадий еще какое-то время побарахтался, да и ушел из армии. Говорит, не готов служить стране, которая на меня наплевала.

Дальше в рассказе некоторый провал, вплоть до путча 93 года, где бывший офицер был "на неправильной стороне".

- Мне казалось, мы поступаем правильно. Тогда казалось. Сейчас я бы не вписался в такую разборку, а тогда...хрен знает... много офицеров и бывших офицеров было на той, другой стороне. Нас вынудили наплевать на все то, чему мы верили. Э, да ты все равно до конца не поймешь...Тебе сколько было в 93? Небось двадцати еще не было?

Дальше была "Матросская тишина", темная история со снятием обвинений и выезд из России по непонятно каким документам в Польшу через Литву, а оттуда -в Германию. Почему в Германию?

- А знаешь, о чем я жалел? О том, что не остался там сразу же, с ребятами. Знаешь, сколько их там осталось, офицеров и прапорщиков? А никто не знает. Наши говорили, около 1000 человек. Думаю, намного больше. Я тогда не понимал этого - как так можно?! Это же дезертирство! Это же последнее дело! А когда вернулся, когда увидел, что меня просто выкинули на помойку с семьей вместе, что жрать нечего, а я ничего больше не умею делать, кроме как служить, вот тогда мои взгляды изменились... В бандиты не хотел, лизоблюдству и торгашеству не обучен. Ну да, дезертир я. Предатель. С тем и помру. Хочешь - назови меня перебежчиком. Или мигрантом.

6

Пришел в Берлине в первый же вечер в полицию и говорит на ломаном немецком: " Делайте что хотите, но туда я не вернусь. Меня там сгноят. Лучше здесь в тюрьму сяду". Его поселили в общагу с такими же, как он, соискателями убежища. Говорит, было много вьетнамцев вокруг, цыгане румынские, чеченцы, армяне из Нагорного Карабаха. Крутились все как могли. Кто-то торговал сигаретами, кто-то тряпьем, купленным на одном рынке, и перепродаваемым на другом, кто-то просто приворовывал.

Аркадий сразу же пошел работать "по-черному" в какую-то автомастерскую. Потом - на склад. Затем - на конвейер. Так как документов нормальных не было, то и устроиться по-человечески никуда не мог. К моменту нашего знакомства он был в стране что-то около пяти лет - по- прежнему в полуподвешенном состоянии. Какое отношение он имел к дальнобойщикам - я так и не поняла. Да и были ли у него на момент нашей встречи действующие водительские права - тоже вопрос.

К началу 2000-х ему удалось выправить документы и получить некий легальный статус.

И вот тогда Аркадий неожиданно для себя устроился в организацию по помощи трудным подросткам из иммигрантских семей. Сначала волонтером, а через какое-то время, пройдя короткое переобучение и получив квалификацию - на небольшую зарплату. Говорит, появился хоть какой-то смысл в жизни.

-Впервые с армейских времен возникло ощущение, что делаешь что-то полезное. Что оставляешь что-то после себя. Эти пацаны на хрен никому не нужны - ни своим родителям, ни школе. Их запихивают в Hauptschule ( общая школа, самая низшая ступень обучения, после которой сложно получить даже нормальную рабочую специальность. -прим. мои), там они быстро начинают подворовывать, садятся на наркоту и пошло-поехало...

7

-А ты что с ними делал?

-Какое-то подобие военной подготовки. На поле устроили самодельную полосу препятствий, они у меня учились владеть своим телом. Мы в лес ходили, в походы короткие. Родители сначала с подозрением относились ко мне - ну, те, кому вообще было дело до своих детей. Типа, какой-то русский, не пойми кто...но там, сама понимаешь, контингент тот еще. Курды, марокканцы, турки, румыны - дети гетто. Знаешь, я там был счастлив. Только вот жить на эти деньги невозможно вообще никак. Даже мне, которому вообще ни черта не надо кроме крыши над головой. Но Берлин -город дорогой...

Пошел в еще один социальный центр - работать с очень больными детьми. Да так и остался. Пять дней в неделю с "тяжелыми", как он их сам называл, и еще три раза по вечерам - со своими пацанами.

Последний раз я его слышала полгода назад. Он позвонил сообщить, что у него родилась новая идея - собственный центр для мигрантов. Со своими спортзалами, с языковыми курсами, с подготовкой детей к школе. Говорит, нашел команду, написал не без помощи умных людей бизнес-план и будет пытаться получить поддержку от городских властей. Делить мигрантов по национальному признаку не собирается. Говорит, его задача - не дать им пройти его собственный путь.

Вот такой невозвращенец.


Update: Для особо талантливых следопытов, пытающихся вычислить по указываемой мной информации конкретного человека и регулярно сообщающих мне о своих успехах или неудачах (типа, забил в поисковик "Аркадий, ЗГВ, Германия - ничего не нашел"). Я никогда не пишу такой конкретики, по которой вы сможете узнать тот или иной персонаж. Это совершенно исключено. За исключением моего проекта "Перевернуть страницу", где все выступают под своими именами и со своими фотографиями, и где это является обязательным условием, мои герои остаются анонимными. Мое дело - писать, ваше - верить или не верить, или верить в той степени, в какой вам угодно. Десять раз говорила уже, и все - не в коня корм.

Comments

( 61 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
xenia_27
Jun. 11th, 2013 04:25 pm (UTC)
Удачи ему! Хороший же человек, а судьба такая непростая.
am1975
Jun. 11th, 2013 04:36 pm (UTC)
Судьба очень неровная. Но он говорит, что оставшихся офицеров ЗГВ, в смысле тех, кто остался сразу же - в разы больше , чем указывает официальная статистика.
alinary
Jun. 11th, 2013 05:27 pm (UTC)
Мы выводились в 1993 году, почти самыми последними, и случаев, что офицеры с семьями и без не хотели возвращаться обратно в " союз", как тогда говорили, было много.
Какое нафиг дезертирство, а как называлось то, куда приходилось возвращаться. Мой бойфренд школьный уехал в Сибирь, Ань, там денег живых не было, все в каком- то ларьке записывали в долг, папа БФ был в должности и что- то там химичил с бензином на лево. Это был просто какой- то кошмар.
Мы вернулись вБеларусь там тоже фиг знает что было. Деньги все сгорели от деноминации. Отца моего тоже кинули, квартиры он так и не увидел, ушел в сорок лет на пенсию, стал строить дом, который строился черт знает сколько, по кирпичику. Очень сейчас жалеет, что вернулся, если не в Германии, то в Польше можно было осесть, там хоть родственников полно.
Вот так страна развалилась, люди стали никому не нужны, а по сути кроме как воевать многие ничего умели:(((
am1975
Jun. 11th, 2013 05:30 pm (UTC)
Аркадий выводился раньше, одним из первых. И тоже в глубинку попал, которая была совсем нищая.

И истории рассказывает о своих однополчанах очень похожие на твои. У кого-то деньги все сгорели, кого-то кинули. В результате во время путча, как он говорит, очень много офицеров встали на "чужую" сторону. Просто от отчаяния и обиды на страну, которая обошлась с ними как с половой тряпкой.
(no subject) - alinary - Jun. 11th, 2013 05:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Jun. 11th, 2013 05:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - forisma - Jun. 11th, 2013 05:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Jun. 11th, 2013 05:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Jun. 11th, 2013 05:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alinary - Jun. 11th, 2013 05:39 pm (UTC) - Expand
uhu_uhu
Jun. 11th, 2013 05:28 pm (UTC)
Замечательный человек! Жила бы в Берлине, пошла бы работать к нему в центр .
am1975
Jun. 11th, 2013 05:30 pm (UTC)
Он такой, знаете, как дуб. С корнями, хотя и без корней. не знаю, понятно ли объясняю...
(no subject) - uhu_uhu - Jun. 11th, 2013 05:45 pm (UTC) - Expand
forisma
Jun. 11th, 2013 05:29 pm (UTC)
Очень-очень желаю ему удачи, чтобы всё получилось! Прекрасная мечта!!
am1975
Jun. 11th, 2013 05:31 pm (UTC)
Цельный он. Хотя видимо рана внутри все равно кровоточащая.
(no subject) - forisma - Jun. 11th, 2013 05:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Jun. 11th, 2013 05:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - forisma - Jun. 11th, 2013 05:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Jun. 11th, 2013 05:47 pm (UTC) - Expand
deutschevita
Jun. 11th, 2013 05:54 pm (UTC)
Крепкий мужчина. Дай ему бог...
am1975
Jun. 11th, 2013 05:59 pm (UTC)
Я думаю, теперь самое сложное позади уже.
kate_sexton
Jun. 11th, 2013 06:06 pm (UTC)
Может и не совсем к месту, но буквально на прошлой неделе в который раз "проглотила" "Триумфальную арку" и "Тени в раю" Ремарка. Тема потерянного поколения, ищущего смысл в жизни и себя - вечная. Это грустно.
am1975
Jun. 11th, 2013 07:00 pm (UTC)
Очень к месту. Я " Триумфальную арку " перечитываю где-то раз в пару лет.
sigdan
Jun. 11th, 2013 06:27 pm (UTC)
А мне понравилось,что через все перипетии судьбы он не потерял чувство сопереживания и в начале вашего знакомства и в дальнейшем по работе с подростками.
am1975
Jun. 11th, 2013 06:30 pm (UTC)
Знаете, я при всем своем"любопытстве" ( это наверное еще от журналистики осталось) очень закрытый человек и редко, (чтобы не сказать, практически никогда) подпускаю к себе посторонних.

И вот то, что я ему, совершенно чужому человеку, по непонятным мне причинам поверила, для меня показатель. Чем-то он располагал к себе.
estreiiita
Jun. 11th, 2013 06:29 pm (UTC)
Да, человек, судя по всему хороший, хотя - а со своим ребёнком он как-то общается? Или проще другим помогать? Какая-то несостыковка некоторая. Вообше у меня двоякое чувство по отношению к таким невозвращенцам - каким именно образом ему всё-таки удалось получить легальные документы в Германии? Ведь даже если сказать, как есть: что на армию в России наплевать, и что там по офицерским общежитиям бегают крысы и тараканы, то это внутреннее дело России, а никак не преследование какого-то конкретного офицера по политическим мотивам. Так что вот эта "теневая"сторона таких историй мне не особенно симпатична - я имею в виду, что он что-нибудь там плёл, чтобы ему разрешили остаться в Гермнании... Я ещё понимаю, в Испании была амнистия для подобных "беженцев", а в Германии-то что было? Тоже амнистия?
Но это, собственно, неважно, уехал человек из России - и молодец!
am1975
Jun. 11th, 2013 06:36 pm (UTC)
Не-не, я наверное не так выразилась. Преследования конкретного офицера -имелась в виду историю с заключением после путча. Я не знаю, как конкретно ему удалось выбраться из тюрьмы, если честно. Собственно, вообще знаю все только с его слов.

Про легальные документы могу только предполагать. Проблема с невозвращенцами из ЗГВ не нова. И с некоторых пор их пытаются даже легализовывать. Вот, смотри. http://www.partner-inform.de/partner/detail/2008/10/151/3325

Я не знаю, удалось ли ему доказать, что он имел отношение к ЗГВ и почему не остался сразу, но в конечном итоге он себя легализовал. Я никогда не спрашивала, как.

Про его ребенка я не написала, честно говоря, сознательно. Потому что там же еще есть мать ребенка. Бог его знает, кто меня читает. Кто только ни читает.:))

Парень вырос, с отцом общается.
mymrochka
Jun. 11th, 2013 06:40 pm (UTC)
Хорошая история. Здорово, что человеку удалось выбиться и найти свое дело, то, где он действительно нужен.
am1975
Jun. 11th, 2013 06:58 pm (UTC)
Думаю, это такая его сделка с самим собой во многом. Приносить пользу, пусть не в армии...
nessinka
Jun. 11th, 2013 06:51 pm (UTC)
удивил Update ))
am1975
Jun. 11th, 2013 06:57 pm (UTC)
Меня саму он удивляет. :)
Но что делать, если из раза в раз находятся такие товарищи.
conacidacierta
Jun. 11th, 2013 07:17 pm (UTC)
История лишний раз утирает нос тем, кто кричит что есть обстоятельства в которых невозможно остаться человеком, а сострадание и умение думать о других это для богатых и благополучных, у кого проблем нету.
am1975
Jun. 11th, 2013 07:31 pm (UTC)
Аня, Вы наверное видели, я в предыдущем посте про книгу Зимбардо как раз рассуждала о том, можно ли оставаться человеком в экстремальных обстоятельствах.:)

А история хорошая очень, на мой взгляд. Мне он кажется цельным человеком.

ladysunrise
Jun. 11th, 2013 07:26 pm (UTC)
какой тяжелый путь. Дай бог ему сил.
am1975
Jun. 11th, 2013 07:31 pm (UTC)
Пусть очень непростой. И я думаю, он не все рассказал...
earth_blue
Jun. 11th, 2013 08:10 pm (UTC)
Сильный человек
am1975
Jun. 11th, 2013 09:07 pm (UTC)
Да. Сильный
valeria_kapriz
Jun. 11th, 2013 08:30 pm (UTC)
я надеюсь у него всё получится. И желаю ему удачи, ибо силы у него и так много. С иммигрантами вопрос очень важен. и с их детьми не менее важно. хотя даже второе покаление из хороших семей, очень сложно интегрировать. обсуждали это на примере арабов позовчера с боссом. если он поможет хотя бы одному ребёнку, уже честь и хвала.

а по поводу предательства... для него та "правда" ближе, его учили идеологически верным вещам. это не так просто из человека выбить.
am1975
Jun. 11th, 2013 09:10 pm (UTC)
Лера, я не думаю, что это вообще возможно выбить из человека. Для самого себя он все равно совершил предательство. Причем не в момент, когда остался в Германии, а в тот момент, когда ушел из армии. Ну, мне так кажется.

Про интеграцию - Вы правы. Тут еще вопрос в том, что кто-то хочет интегрироваться, а кто-то отрицает сам факт необходимости интеграции на корню. Вплоть до того, что "ненавижу этих немцев( американцев, французов) лютой ненавистью. но жить здесь и пользоваться всеми благами все равно буду"
(no subject) - valeria_kapriz - Jun. 12th, 2013 07:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Jun. 12th, 2013 09:50 am (UTC) - Expand
anna_online
Jun. 11th, 2013 09:55 pm (UTC)
Какая интерсная история! И какой мужчина этот молодец:).

Спасибо Вам за то, что так увлекательно пишите.
am1975
Jun. 11th, 2013 10:16 pm (UTC)
Спасибо.:)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 61 comments — Leave a comment )

Profile

am1975
just_try

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com