just_try (am1975) wrote,
just_try
am1975

Category:

Фрески

Хочу показать вам еще один отрывок из нового романа, который, надеюсь, в будущем году увидит свет.
Это роман под названием "Шелкопряд" и у него пока еще нет издателя.

Предыдущие отрывки можно прочитать здесь и здесь . Сразу скажу, что это просто отдельные главы, никак не связанные между собой, не идущие друг за другом. Просто отдельные кусочки.

book

Одним словом, кому неинтересно -ничего не теряя и не посылая мне в личку проклятия по поводу того, что я здесь публикую "какие-то тексты", пролистываем, и ждем следующего поста. Если все равно раздражает, внимательно читаем вот это .

На следующей неделе у нас здесь будет "профессиональное интервью", испанские зарисовки и всякое -разное. Неинтересное лично вам можно спокойно игнорировать. Кому интересно - еще одна глава.

......................

В юности, на третьем курсе нас, 19-летних московских девочек, отправили в филологическую экспедицию в вологодскую область. Мы бродили по богом забытым селам в резиновых сапогах и повязанных по-деревенски крест-накрест пуховых платках, месили непролазную грязь, заходили в покосившиеся бревенчатые домишки и спрашивали беззубых, сгорбленных стариков и старух, помнят ли они местные легенды и предания.

Было безумно интересно и очень сложно. От этого запаха затхлости пополам с навозом, от закопченных котелков на русских печках, от прогорклого масла, от слезящихся старческих глаз и трясущихся морщинистых рук. От того, что нужно было пить с ними чай из алюминиевых кружек, и угощаться кислыми щами, и слушать, слушать, слушать, не перебивая, часами. Очень хотелось домой, в Москву в чистенькие хрущевки с сервантами, заставленными гжелью, под мамино крылышко.

В последний день, перед самым отъездом мы с подружкой забрели в заброшенную церковь, стоящую на холме на окраине одного из сел. Осыпающаяся штукатурка, выбитая дверь, валявшаяся тут же вместе со ржавыми петлями, и отсутствие креста не оставляли никаких иллюзий. В предзакатных лучах солнца церковь выглядела угнетающе. Мы осторожно вошли вовнутрь, спугнув стаю огромных ворон, клевавших что-то в углу. Помещение было очень темным, пахло плесенью и сыростью. Испещренные матерными надписями кирпичные стены в выбоинах, обрывки рукописных плакатов, искореженная арматура и кучи строительного мусора по углам - все, что осталось от былого величия.

А потом мы подняли головы наверх. И у меня, воспитанной в атеистической семье, по спине побежал холодный пот. Потолок был расписан великолепными, прекрасно сохранившимися фресками. Библейские сюжеты, строгие лики святых, дева Мария с младенцем на руках... Они смотрели сверху распахнутыми, совершенно живыми глазами, словно следили за вошедшими в храм. И от них было не спрятаться...

Моя подружка Маринка, студентка –искусствовед, увязавшаяся в экспедицию просто так, от нечего делать, побледнела и почему-то перекрестилась.

- Ты чего?, - я испуганно взяла ее под руку. Мне показалось, что она сейчас упадет.

Бенуа 1

-Катя, это Бенуа. Это фрески Александра Бенуа, я точно знаю, - она облокатилась о стену, распустила пуховый платок, расстегнула курточку, словно ей не хватало воздуха, - Мне папа показывал. Он же театральный художник, занимался историей дягилевского балета.

- Причем тут твой папа и какое отношение он имеет к Бенуа?

- А Бенуа делал костюмы к дягилевским «Русским сезонам». И у папы в архиве есть фотографии всех его работ. Старые снимки, любительские, черно-белые. Папе много лет назад один белый иммигрант, старенький совсем, из Парижа передал и наказал хранить как зеницу ока, и никому не показывать. И эти фрески есть...Я не могла перепутать.

- Маринка, этого просто не может быть. Чьи-нибудь фрески, подумаешь, церковь –то заброшенная...Глухомань какая. Здесь и дорог-то нет. Какой Бенуа?!

- Пойдем отсюда скорее!, - она округлила глаза и мне почему-то передался ее ужас, хотя я была очень далека от мира искусства, - Странное какое-то место. Жутковатое. Здесь энергетика плохая. Побежали скорее.. Это же Бенуа! Великий Бенуа! А они его – в помойку!

Мы рванулись к выходу, а сзади, в совершенно пустом помещении, что-то ухнуло и с грохотом свалилось вниз. Мы бежали до самой околицы села, не оглядываясь, и мне померещилось, что где-то высоко в небе мелькнула черная тень.

- Ты тоже видела? – прошептала Маринка, задыхаясь, и мы понеслись еще быстрее.
Перед самым отъездом мы с Мариной зашли в местный сельский клуб. Седенькая бабушка в телогрейке и ботинках «Прощай, молодость», надетых поверх грубых коричневых колгот, сосредоточенно читала Тютчева.

- Извините, а вы давно здесь живете?, - спросила подружка с порога.
- Всю жизнь, девоньки. И коллективизацию пережила девчонкой, и мор, - бабуля трогательно «окала» и меленько трясла головой в такт своим словам, - и зав.клубом уж, почитай , 40 лет служу. Еще когда в церкви клуб-то был. Видели церкву нашу?

- А чьи там фрески, бабушка?, - решилась я, - уж больно необычные. И краски такие яркие, сочные.

- Ручаться не буду, но старики в селе болтали, что Бенуа Ляксандра, - старушка привстала, поправила букольки на голове, и почему-то заговорила чуть тише, - Был такой художник великий русский. Давно уж расписал, в 15-м году, кажись. Сбег он с России-то в 26-м, от большевиков, ничего от него и не осталось. А в 30-х супостаты церкву порушили, священника сослали на Алтай, в лагеря, со всей сЕмьей. А в церковке нашей клуб потом сельский был. До пятидесятых годов, почитай. А потом и вовсе покрушили все, свалу там устроили...

Бенуа

- А про фрески-то, про фрески кто-то знает?, - закричала Маринка, - это ж достояние народное, его ж охранять должны!

-Да все знают, девонька, все знают. Тут осталось –то в селе пятьдесят душ всего. А в 20-е было около трех тысяч. Кому оно надобно –то, коль церковь без креста? Осквернили храм-то божий, загадили. Нехорошее там место теперь, ой, бедовое место... Местные туда не ходют, боятся. Как клуб перенесли, так и не ходют. Болтают, что святым не нравится, когда их тревожат.

Мы с Маринкой попрощались с бабушкой и пришибленные, раздавленные побрели к своим, чтобы в тот же вечер уехать из странного села, от старой разрушенной церкви, где над клюющим мусор вороньем распластались фрески великого Бенуа...

Tags: Шелкопряд, бусинки на нитке, кусочки паззла
Subscribe

  • 2020 год в картинках и мои пожелания вам

    Друзья, обычно 30 декабря я каждый год пишу некие итоги года. Показываю наиболее яркие путешествия , вспоминаю необычные моменты. Этот год был очень…

  • Живем сегодня

    Друзья, огромное спасибо вам за поздравления. За ваши сообщения, за тепло. Я прочитала все до единого и ,как мне кажется, ответила каждому. Если…

  • Как закалялась сталь - 30. 21 .

    Не спалось от жары, крутилось в голове всякое, и вдруг осенило - моему старшему сыну недавно исполнился 21 год. Столько, сколько было мне, когда я…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • 2020 год в картинках и мои пожелания вам

    Друзья, обычно 30 декабря я каждый год пишу некие итоги года. Показываю наиболее яркие путешествия , вспоминаю необычные моменты. Этот год был очень…

  • Живем сегодня

    Друзья, огромное спасибо вам за поздравления. За ваши сообщения, за тепло. Я прочитала все до единого и ,как мне кажется, ответила каждому. Если…

  • Как закалялась сталь - 30. 21 .

    Не спалось от жары, крутилось в голове всякое, и вдруг осенило - моему старшему сыну недавно исполнился 21 год. Столько, сколько было мне, когда я…