just_try (am1975) wrote,
just_try
am1975

Category:

Театр. Карта и территория. Мишель Уэльбек

Друзья, а читал ли кто-нибудь из вас последнюю книгу Уэльбека "Карта и территория"? Если читали, то поделитесь, пожалуйста, мнением до того, как зайдете под кат, а потом уже, если интересно, почитайте сам текст. Дело в том, что я книгу не читала еще, но только что вернулась из театра, где мы смотрели спектакль с одноименным названием.

45

Foto: Sebastian Hoppe

Я не так много читала Уэльбека. То есть наверное читала те же книги, что и большинство из вас. "Элементарные частицы" и "Платформу". Собиралась прочитать "Лансароте" - в основном из-за того, что безумно люблю этот канарский остров и мне хочется возвращаться туда снова и снова. Не могу сказать, что это мой автор, но его книги заставляют думать и не вызывают тошнотворных рефлексов. Что уже немало.

Так вот, об этой, последней книге Уэльбека (кстати, последней по его собственным словам) критика писала, что она самая мрачная и депрессивная из всего творчества автора. Мол, так плохо и страшно, как здесь, не было еще нигде.

Я могу говорить только о спектакле. Хотя книгу буду читать обязательно. Это произведение - просто зеркало. Не кривое, не жестокое. Просто честное.

Оно мне совершено не показалось мрачным. Да, речь идет о месте художника в современном мире. О продажности искусства и о невозможности творца заниматься тем, чем хочется. Или наоборот - о возможности заниматься дистиллированным искусством при условии готовности не идти на компромисс с окружающим миром.

Главный герой, некий вымышленный художник Джед Мартен - это такой собирательный образ современного творца - у него сложные отношения с отцом, приторно-грустная коротковременная связь с русской красавицей Ольгой, так и не превратившаяся в серьезные отношения, менеджер, заинтересованный только в том, чтобы зарабатывать деньги, и бесконечный конфликт с самим собой. Еще у Мартена есть странное увлечение - он фотографирует карты. Обычные дорожные карты. Такое вот своеобразное искусство.

67
Foto: Sebastian Hoppe

И вот на пути этого художника встречается известный французский писатель ... Мишель Уэльбек. Справедливости ради, не только он, но и Бегбедер, и Стив Джобс с Биллом Гейтсом, и Абрамович упоминается, и кого там только нет... Но близко главный герой знакомится именно с Мишелем Уэльбеком.

Да-да, сам о себе, открытым текстом, жестко, провокационно, порой грязно и агрессиво, но очень притягивающе рассказывает автор. Писатель Уэльбек должен написать "подводки" к картинам, представленным в новом каталоге Мартена. На этом закручиватся сюжет, который по мере развития меняет форму от психологического эссе до угловатого, отталкивающего триллера.

В конце концов автор Уэльбек убивает своего героя, писателя Уэльбека с совершенно изощренной, безумной жестокостью.

78
Foto: Sebastian Hoppe

И все равно это произведение совсем не мрачное. На мой взгляд, это такая очень злая, горькая сатира на нас всех - не умеющих строить долговременные отношения между людьми, не умеющих радоваться простым и понятным вещам, и готовых измерять все на свете исключительно в денежном эквиваленте.

Горькая, злая сатира, как лекарство. Противно, горло дерёт, но помогает. И дышать потом легче.

А спектакль просто великолепный. С современными технологиями, с многоступенчатой объемной компьютерной графикой, за которой, однако ж, совершено не теряется сюжет. Три часа как один миг пролетели.

Tags: партер, хобби
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments