?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Театр. Einsame Menschen

Чем чаще хожу в немецкий театр, тем больше убеждаюсь, что постановка классических произведений не всегда является сильной стороной западных режиссеров. И надо очень тщательно выбирать, на что идешь, читать рецензии и быть готовым к своеобразной трактовке с детства знакомых пьес. Первый опыт с Чеховской "Чайкой" убедил меня в том, что театр - это театр, и он может быть просто талантливым или бездарным, без привязки к национальной принадлежности. Потом мы посмотрели еще несколько классических произведений и остались в восторге.

А месяц назад попали на "Гамлета", поставленного в Дюссельдорфском театре шведским режиссером Staffan Valdemar Holm, возглавившим труппу в конце прошлого года. Посмотрели и, мягко говоря, остались в недоумении. От Шекспира осталось только название. И дело даже не в том, что действие практически перенесено в современность - это вообще достаточно модное ныне направление, и не в том, что из декораций на сцене - золотой куб, в котором и происходит все действие и...все. И не в том, что все до единого актеры одеты в черные строгие костюмы. И ни одного яркого пятна. Все это можно было бы как-то перенести, если бы в спектакле были эмоции. А их не было. Аморфные, сонные актеры, неживые диалоги и полное ощущение вторичности. С "Гамлетом" не сложилось.

Вчера же мы решили сделать еще одну попытку, выбрав, правда, менее известное - если сравнивать с Шекспиром - произведение немецкого автора, лауреата Нобелевской премии Gerhard Hauptmann "Einsame Menschen" ("Одинокие люди"). И были весьма приятно удивлены.



Foto: Sebastian Hoppe

Обещанная драма оказалась не модерновыми перепевами, а таки классической драмой. С крепким сюжетом, с прекрасной сценографией, с жестким драматическим рисунком, когда медленное поначалу повествование раскручивается по спирали, набирает обороты, и держит в напряжении все время, пока идет спектакль.

Сюжет развивается по всем классическми канонам. Внешне очень благополучная и дружная семья, состоящая из молодой семейной пары с ребенком и пожилых родителей, ведет спокойную, размеренную жизнь. И вот во время крестин малыша в доме появляется из ниоткуда молоденькая студентка Анна, когда-то при не очень понятных обстоятельствах познакомившаяся с другом семьи Брауном, присутствующим тут же. Хлебосольные хозяева предлагают девушке погостить в доме пару дней.

Та после недолгих раздумий соглашается, и за время пребывания в доме умудряется разрушить все, что можно. Отношения между молодыми людьми, между матерью и сыном, между главным героем и его лучшим другом, тем самым Брауном, из -за которого Анна и появилась в доме.



Foto: Sebastian Hoppe

Заканчивается все весьма трагически. И никакого открытого финала, никаких недомолвок. Все четко, понятно и от этого жутковато. Вот так вот просто разрушить все. Одним махом.

Режиссер спектакля Nora Schlocker очень тонко и одновременно сочно обыгрывает тему хрупкости человеческого счастья. Обыгрывает не только драматическими средствами, но и продуманным подбором костюмов - воздушный молочно-белый шифон платья молодой жены противопоставляется кричащим, безвкусным туалетам студенкти - много клетки, много тела, тут обтянуть и там прилипнуть...

Постоянному напряжению способствует и наличие на сцене воды, в которой, собственно, и происходит как минимум половина действия. Актеры обнимаются, дерутся, мирятся и снова уродуют друг друга по колено в воде, в зыбком свете прожекторов, преломляющих восприятие, подчеркивающих водную рябь и внутреннее смятение героев.


Foto: Sebastian Hoppe

И пьеса с достаточно геометрическим, предсказуемым сюжетом не отпускает до самого конца, и заставляет возвращаться к ней снова и снова в то время, как спектакль давным -давно закончился.

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
olga_s_md
Feb. 7th, 2012 09:47 pm (UTC)
Вам повезло ,однако. Даже и в России очень трудно попасть на приличный драматический спектакль( пишу "даже", потому что модернистски-концептуалистские веяния ,делающие любую пьесу несмотрибельной ,идут все-таки с Запада). А у нас спасение - честное искусство балета!
am1975
Feb. 7th, 2012 09:59 pm (UTC)
Не-не, мне много раз везло. Почитайте по тэгу "партер".

Но Вы правы совершенно. Здесь очень часто осовременивают до такой степени, что отисходника не остается ничего.
v_strannik
Feb. 8th, 2012 09:55 am (UTC)
Анечка, я вам даже завидую - у нас в театре совершенно нечего смотреть, я уже на него и рукой махнула.
am1975
Feb. 8th, 2012 10:43 am (UTC)
Оль, я не могу сказать, что мы очень часто ходим. в среднем раз месяц. И бывает, что тоже ощущение "нечего смотреть". Но тогда все равно ждешь следующего раза в надежде. что будет лучше.
gurka_ju
Feb. 8th, 2012 10:52 am (UTC)
сказала, что все пережить можно, но вот что у них не было красивых костюмов - это ужасно!!!
а насчет нового спектакля - завидую по-хорошему ... у меня совсем швах со временем пока...
am1975
Feb. 8th, 2012 11:23 am (UTC)
Да времени, Юль, никогда нет, увы. с другой стороны, если нежить сегодня и сейчас, то когда? )
mzyri
Feb. 8th, 2012 02:25 pm (UTC)
Аня, привет!
Хорошо, что хоть что-то человеческое показывают...Но почему же опять в воде по колено?! Вроде и режиссеры разные! Очень уж неуютно даже в зале от этих экспериментов...
am1975
Feb. 8th, 2012 02:40 pm (UTC)
Ань, скажи спасибо, что я тебя избавила от "Еврейки из Толедо")). Точнее, вам повезло, а нам пришлось отдуваться.

Это, знаешь, не каждый выдержит. Еще круче, чем "Гамлет".))

А вода -это видимо сейчас модно. Концептуально, опять же.
mzyri
Feb. 8th, 2012 05:55 pm (UTC)
Спасибо!!! :) Я, как-то, очень вовремя тогда вдруг заболела, наверное, чтобы от "ихнего" прочтения не испарилось очарование из детства от "Испанской баллады"...

Хождение в театр, и в Москве было тоже, - то еще минное поле... В этом случае, всегда выручали концерты классической музыки: там всегда все было чинно-благородно, а отсутствия мастерства не подменялось игрой на водобочковых инструментах как средство самовыражения непоймичего...
В лучших традициях продолжаю и здесь: в субботу пойду слушать очень спорного Ланг Ланга, а 25-го будет выступать Григорий Соколов, судя по записям, должно быть замечательно!

А весной-летом будет тоже много чего замечательного:

Klavier-Festival Ruhr 2012
http://www.klavierfestival.de/index.php?id=veranstaltungen&no_cache=1
am1975
Feb. 8th, 2012 06:00 pm (UTC)
Вот Klavier Festival - это кстати очень неплохая идея. Мы здесь ходим в Tonhalle, но как -то очень эпизодически. В основном получается на детские концерты.

Надо будем подумать ближе к делу. Спасибо за наводку.
milena_de
Feb. 8th, 2012 02:35 pm (UTC)
А в Кёльне не можешь порекомендовать? Я люблю театры, случайно занесло из Гамбурга на месяц в Кёльн.
am1975
Feb. 8th, 2012 02:42 pm (UTC)
В Кёльне я не знаю, честно говоря.
Извините.;)
Нужно очень внимательно читать рецензии, причем не только официальные в прессе, но и просто через гугл. Иначе можно попасть на очень уж новаторское искусство.
lolasol
Feb. 13th, 2012 12:16 am (UTC)
возможно это удача в целом и с режиссером в частности...
мне как-то в последенее время сложно в немецком театре...слишком модерн, слишком физиологично, но иногда я все же заглядываю на удачу:) следующий забег уже скоро намечается!
am1975
Feb. 13th, 2012 06:17 am (UTC)
Про "физиологично" - правда твоя. Иногда просто спрятаться хочется от натурализма.


Так что да, должно повезти. А это не так часто. Поэтому через пару недель мы идем в оперу.;) "Кармен"
lolasol
Feb. 13th, 2012 11:44 pm (UTC)
я тоже как то к такому натурализму не привыкла, но в этом и есть вероятно отличие от других стран, хотя честно могу сравнить только с русскими постоновками
" кармен" здорово, думаю такое произведение даже неудачной постановкой сложно испортить, хотя:)
мы смотрели в прошлом году балет " кармен" мне понравилось, но без бурного восторга, муж был больше в восторге
в нашем театре хороший испанский хореограф -Goyo Montero, мы многое смотрели у него и в принципе все было хорошо, хотя конечно балет современный, не классика
am1975
Feb. 14th, 2012 12:09 am (UTC)
Меня гипнотизирует само слово "испанский". Поэтом при наличии чего-то испанского я пойду в любом случае куда угодно.))
lolasol
Feb. 14th, 2012 12:58 am (UTC)
:)
( 17 comments — Leave a comment )

Profile

am1975
just_try

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com