just_try (am1975) wrote,
just_try
am1975

Театр. Einsame Menschen

Чем чаще хожу в немецкий театр, тем больше убеждаюсь, что постановка классических произведений не всегда является сильной стороной западных режиссеров. И надо очень тщательно выбирать, на что идешь, читать рецензии и быть готовым к своеобразной трактовке с детства знакомых пьес. Первый опыт с Чеховской "Чайкой" убедил меня в том, что театр - это театр, и он может быть просто талантливым или бездарным, без привязки к национальной принадлежности. Потом мы посмотрели еще несколько классических произведений и остались в восторге.

А месяц назад попали на "Гамлета", поставленного в Дюссельдорфском театре шведским режиссером Staffan Valdemar Holm, возглавившим труппу в конце прошлого года. Посмотрели и, мягко говоря, остались в недоумении. От Шекспира осталось только название. И дело даже не в том, что действие практически перенесено в современность - это вообще достаточно модное ныне направление, и не в том, что из декораций на сцене - золотой куб, в котором и происходит все действие и...все. И не в том, что все до единого актеры одеты в черные строгие костюмы. И ни одного яркого пятна. Все это можно было бы как-то перенести, если бы в спектакле были эмоции. А их не было. Аморфные, сонные актеры, неживые диалоги и полное ощущение вторичности. С "Гамлетом" не сложилось.

Вчера же мы решили сделать еще одну попытку, выбрав, правда, менее известное - если сравнивать с Шекспиром - произведение немецкого автора, лауреата Нобелевской премии Gerhard Hauptmann "Einsame Menschen" ("Одинокие люди"). И были весьма приятно удивлены.



Foto: Sebastian Hoppe

Обещанная драма оказалась не модерновыми перепевами, а таки классической драмой. С крепким сюжетом, с прекрасной сценографией, с жестким драматическим рисунком, когда медленное поначалу повествование раскручивается по спирали, набирает обороты, и держит в напряжении все время, пока идет спектакль.

Сюжет развивается по всем классическми канонам. Внешне очень благополучная и дружная семья, состоящая из молодой семейной пары с ребенком и пожилых родителей, ведет спокойную, размеренную жизнь. И вот во время крестин малыша в доме появляется из ниоткуда молоденькая студентка Анна, когда-то при не очень понятных обстоятельствах познакомившаяся с другом семьи Брауном, присутствующим тут же. Хлебосольные хозяева предлагают девушке погостить в доме пару дней.

Та после недолгих раздумий соглашается, и за время пребывания в доме умудряется разрушить все, что можно. Отношения между молодыми людьми, между матерью и сыном, между главным героем и его лучшим другом, тем самым Брауном, из -за которого Анна и появилась в доме.



Foto: Sebastian Hoppe

Заканчивается все весьма трагически. И никакого открытого финала, никаких недомолвок. Все четко, понятно и от этого жутковато. Вот так вот просто разрушить все. Одним махом.

Режиссер спектакля Nora Schlocker очень тонко и одновременно сочно обыгрывает тему хрупкости человеческого счастья. Обыгрывает не только драматическими средствами, но и продуманным подбором костюмов - воздушный молочно-белый шифон платья молодой жены противопоставляется кричащим, безвкусным туалетам студенкти - много клетки, много тела, тут обтянуть и там прилипнуть...

Постоянному напряжению способствует и наличие на сцене воды, в которой, собственно, и происходит как минимум половина действия. Актеры обнимаются, дерутся, мирятся и снова уродуют друг друга по колено в воде, в зыбком свете прожекторов, преломляющих восприятие, подчеркивающих водную рябь и внутреннее смятение героев.


Foto: Sebastian Hoppe

И пьеса с достаточно геометрическим, предсказуемым сюжетом не отпускает до самого конца, и заставляет возвращаться к ней снова и снова в то время, как спектакль давным -давно закончился.

Tags: партер
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments