just_try (am1975) wrote,
just_try
am1975

Categories:

Книги. Sergio Bizzio "Ярость" . И о фильме немножко

Ах, какую книгу я только что прочитала! Что-то совершенно инфернальное, другого слова и не подберу. Я даже не знаю, к какому жанру ее отнести. В каталогах она почему-то проходит под категорией "детектив". А по мне -так совершенно безумный триллер, причем психологический, пробирающий до самых до глубин, играющий на скрытых человеческих страхах. И одновременно -жесточайшая сатира на современное общество потребления, на ложные, но такие притягательные ценности.




Книга аргентинского сценариста и писателя Sergio Bizzio в оригинале носит название Rabia. В немецком переводе она существует под названием Stille Wut. В английском - Rage. На родине автора книга была названа " лучшим, что предлагает современная аргентинская литература", а в Германии получила известность после того, как 2010 году на Франкфуртской книжной ярмарке Аргентине была уделена особая роль "страны- гостя".

Если вы читаете на испанском, я конечно рекомендую ее в оригинале. Моего испанского, к сожалению, не хватило для того, чтобы понять все тонкости, так что начав, дочитывала я уже на более привычном немецком. Я не знаю, есть ли она на русском языке, но на русском совершенно точно есть испано - мексиканско-колумбийский фильм с одноименным названием , получивший немало международных призов, в том числе приз Tokyo International Film Festival TIFF в 2009 году.

На самом деле эта книга - такое тонкое кружево одержимости. Не просто одержимости - безумия. Но безумия не эстетически запакованного в обертку трансгендерных противоречий, как у того же Альмодовара , а совершенно реального. Даже примитивного. Такого крепкого рабоче-крестьянского безумия, накрывшего человека, никогда слыхом не слыхавшего даже о самом понятии, а также о марках, брендах, дорогущих курортах и роскошной жизни. И вдруг оказавшегося заточенным внутри совершенно чуждого ему, роскошного мира. И с ужасом открывшего для себя всю неприглядную изнанку такой кораллово-сверкающей, такой заманчивой со стороны безбедной жизни.

Простой колумбийский работяга Хосе Мария влюбляется в горничную Розу. Всё то же и все те же. Чеховские "маленькие люди", способные переживать нешуточные страсти. У них разница в возрасте - 15 лет, они оба малограмотны и достаточно примитивны, но при этом по -своему честны, порядочны и даже обаятельны. Им и разговаривать-то особо не о чем. Так, перекинуться двумя словами во время секса, посмотреть вместе телевизор, выпить по бокалу вина. Никаких планов на жизнь, никаких мечтаний и стремлений. Дожить бы до завтра, до зарплаты, до конца недели.



А потом случается беда. Хосе Мария после ссоры с прорабом на стройке, переросшей в перепалку с оскорблениями, убивает своего начальника. В этот же день приходит к своей возлюбленной, служащей горничной на вилле в одной очень богатой семье. Хозяева уехали в отпуск, и Роза с радостью принимает своего друга, не подозревая, что хозяева вот -вот вернутся. Слыша открывающуюся дверь, незадачливый любовник принимает решение спрятаться в нежилом крыле громадной четырехэтажной виллы. Он-то знает, что полиция будет его искать и бежать ему некуда.

А дальше начинается кошмар. Работяга застревает в чужом доме на...годы. Он ворует по ночам еду, он крадется как мышь по скрипучим лестницам, чтобы помыться в заброшенной, давно не используемой ванной комнате. И он наблюдает за всем тем, что происходит в доме, за насквозь фальшивыми, глянцевыми отношениями между "сильными мира сего", за тотальной ложью и предательством. И за тем, что происходит в доме с обожаемой Розой.





Любой, обижающий Розу, становится его личным врагом, которого Хосе Мария продуманно, планомерно уничтожает. Это похоже на одержимость. Хотя почему "похоже"? Одержимость и есть. Хосе одержим своей Розой, женщиной, о которой он практически ничего не знает. Кто она? Откуда? Что любит? Где родилась? Фамилии - и той не знает. И, тем не менее, он берет на себя роль защитника, расправляющегося с каждым, посмевшим обидеть "его" женщину. Женщину, с которой его ничего не связывало кроме полуслучайного секса.

Теперь представьте себе жизнь человека, вынужденного месяцами, а затем и годами скрываться в нежилом крыле огромной виллы. Человека, живущего в параллельной реальности, вздрагивающего от каждого шороха, научившегося бесшумно передвигаться по лестницам и находить остатки еды. Человека, из нее, этой реальности наблюдающего за жизнью хозяев.



Таких возвышенных, таких респектабельных. Не просто хозяев виллы - хозяев жизни. А оказывается изнутри все совсем не так - и ненавидящие друг друга супруги, и пьющий сын, и зависть, и стяжательство, и взаимная ненависть. И вранье - липкое, дурнопахнущее, проникающее в каждую комнату, в каждый закоулок, в каждую тарелку.

Гипербола конечно, о чем речь. Невозможно поверить, что человек может месяцами прятаться в - пусть даже огромном - доме, оставаясь незамеченным. Гипербола. Такая выпуклая, отталкивающая и оттого еще более притягательная. При этом совершенно лишенная так любимого в латиноамериканской литературе "магического реализма". Здесь скорее "магическая чернуха", да простит мне автор изобретение нового жанра.

Автор постепенно, шаг за шагом, погружает нас в это безумие, щедро перемешанное с всепоглощающей ложью и с нарастающей, совершенно слепой яростью. И все это - очень простыми, практически примитивными предложениями, черно-белыми картинками и острыми углами. Так, как это и чувствовал бы простой работяга, не обученный грамоте, не умеющий оценивать и рефлексировать, приученный к простым и понятным поступкам.

Женщину - любить. Врага -уничтожать. Вот так вот все просто и очень страшно.

Если у вас есть возможность, рекомендую почитать или посмотреть. Это тонко, мудро и очень изысканно. О при этом совершенно не замороченно.

Скажите, а вам вообще интересны такие длинные посты о книгах и о фильмах? Или выделить желающих их читать в отдельную группу?

Tags: киноголик, книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments