just_try (am1975) wrote,
just_try
am1975

Category:

Кино: "Кочегар"(2010, Россия)

Не везет мне на концептуальные фильмы. Как только я собираюсь посмотреть что-то широко разрекламированное, обязательно происходит разочарование. Или фильмы эти для меня действительно слишком концептуальны, или настроение не то, не знаю.

Посмотрела намедни фильм Алексея Балабанова "Кочегар".



Фильм получил массу всевозможных призов и вызвал неоднозначную реакцию у публики. Перед просмотром я прочитала десятки самых разных отзывов - от восторженных, до захлебывающихся агрессией. Посмотрела. И... И ничего. То есть вообще ничего. Я даже не ожидала, что так бывает. Фильм не вызвал вообще никаких эмоций. Ни восторга, ни желания задуматься, ни отвращения, ничего. Вата.

Совершенно предсказуемый сюжет, развязка которого прочитывается после первых 15 минут просмотра, лубочные и при этом совершенно картонные образы. Некий контуженный майор, ветеран афганской войны и герой Советского Союза, выброшенный на обочину жизни и работающий кочегаром. И вот к нему в эту самую кочегарку бандиты регулярно привозят трупы сгинувших в борьбе за передел собственности граждан, которые главный герой методично сжигает. Точнее, их сжигают с его молчаливого согласия. И все идет как идет до тех пор, пока дело не касается дочери главного героя.



Всё! Это я уже пересказала сюжет и больше добавить нечего. А, нет, еще этот самый кочегар весь фильм пишет какой-то полубезумный рассказ о том, как русский мужчина надругался над якутской женщиной. Притча - не притча, басня - не басня. Так и не поняла.

Самое странное в этом фильме - его полная прочитываемость практически с первых кадров. Он не держит интригой, не вызывает ни тошнотворного чувства отвращения, круто замешанного на ужасе от всего происходящего, как пресловутый балабановский "Груз 200" ( пусть отрицательная, но эмоция), не вызывает некоего грустного сочувствия пополам с улыбкой, как знаменитый и, вне всяких сомнения, талантливый "Брат". Нет ни гротеска "Жмурок", ни сопереживания главным героям "Морфия". "Кочегар" не вызывает вообще ничего.

Навязчиво демонстрируемый образ огня, который присутствует практически в каждом кадре, видимо призван символизировать очищение. Очищение огнем, изменение себя, как-то так. Но и этого нет. Образ этот весьма избит и растиражирован в десятках произведений всех мастей. Единственное, что чувствуешь при просмотре фильма - эмоцию из серии "моя хата с краю". Пока не касается меня , я буду молчать и попустительствовать всему, что происходит вокруг. А вот если рванет где-то рядом, то тут уж - берегись. Если это - основной лейтмотив фильма, то наверное цель достигнута.



Хотя у меня все равно остались вопросы по поводу того, что именно хотел сказать режиссер. Что 90- е годы -это было очень страшно? Что сместились все ценности? Что была нарушена система координат? Ну да, наверное.

Но тогда неудачно выбран образ главного героя. Если бы это был полностью адекватный человек, боевой офицер, вынужденный зарабатывать на жизнь таким своеобразным способом - я бы поверила. Но он - контуженный. В его мире и так все непросто. И по сути что 90- е с их хаосом и стрельбой, что последующее относительно стабильное десятилетие - для него было бы все одно. Он болен. Он воспринимает мир через призму своей контузии.

Кочегар - по национальности якут. Почему якут, а не тунгус или армянин, мне тоже не очень понятно. Видимо для того, чтобы вплести тему торговли пушниной, которой занимается дочь кочегара. Тоже неубедительно, и как-то пунктиром. А вот знаки- сигналы, по которым зритель догадывается о том, что произойдет дальше, напротив, разбросаны по фильму как грибы после дождя. В кадре на 10 -й, что ли, минуте появляются желтые туфли, в которых разгуливает дочка. И ты уже понимаешь, что минут через 30 нам напомнят об этих туфлях яркого цвета чтобы показать, что и главный герой - даром, что контуженный, тоже обо всем догадался.



Очень лубочно и слишком уж прямолинейно для такого необычного режиссера, как Балабанов. На мой взгляд, конечно.

И еще я не увидела как таковых 90-х. Нет примет времени. Действие происходит как-будто в безвоздушном пространстве. Вроде и музыка попсовая играет, и джипы какие-то ездят, и девица в шляпке турецкой бархатной, какие на рынке тысячами продавались, разгуливает, а все равно ощущение кино. В плохом смысле. Не жизни, а кино. Не верю, хоть убей. Сейчас декорации разберут и все встанет на свои места. Кочегар смоет копоть и пойдет курить с братками на крылечко.

Совершенно не возникает ощущения вовлеченности. Ты не погружаешься в сюжет, не забываешь обо всем на свете для того, чтобы следить за развитием событий. Идет себе и идет фоном. Кто-то там в бассейне плавает, а ты сидишь на бортике и семечки лузгаешь.

В общем, или я слишком примитивна для этого фильма, или не знаю, что еще. Самое неприятное, что фильм оставил меня совершенно равнодушной.

Кто-то из вас видел его? Может я чего-то недопоняла?

Tags: киноголик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments