?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

70 лет назад этот день изменил судьбы огромного количества людей. Сейчас их неверно делить на "наших" и "ненаших", на "своих" и "врагов". Меня можно наверное обвинить в том, что я много пишу о немецких стариках, которые пережили ту войну. Часто пишу, согласна и дальше буду писать, потому что сейчас, спустя такое количество прошедших не лет - десятилетий, важно только одно - помнить о том, что это было, чтобы это никогда не повторилось.



Однажды в доме престарелых небольшого вестфальского городка, куда мы с сотрудниками приехали освидетельствовать старенькую русскоговорящую бабушку, мне показали немецкого старика. Ему было на тот момент уже за 90. Старик был недвижим уже несколько лет, но голова - совершенно светлая. Чистенький, ухоженный, дружелюбный. Его историю мне потом в курилке рассказали сестрички, работающие в этом доме престарелых. Типичная судьба того времени.

Старик этот, тогда молоденький солдат, оказался в самом начале войны под Смоленском. Что там была за мясорубка - рассказывать не надо. Повоевать он успел ровно неделю (!). Потом его тяжело ранили, настолько тяжело, что через короткое время комиссовали. Все участие в войне этого человека составило 7 дней. После госпиталя человек начал вроде бы мирную жизнь в Германии, но так до конца своих дней и не смог оправиться от того, что увидел под Смоленском. После войны он выучился на школьного учителя и вел тихую, одинокую жизнь в одном маленьком городишке в центре Германии. Ни жены, ни детей не было. По каким причинам - я уж не знаю. Точнее, сестрички не знали, а я рассказываю только с их слов.

Был он, как говорят, нелюдимым букой, чурающимся людей и дергавшимся от любого резкого звука, свиста, шума, будь то проезжающая мимо машина, или раскат грома вдали. Жил один-одинешенек со своими книгами. Единственное увлечение - рыбалка.



В начале 90-х годов, ему уж к 70-и было, если я правильно посчитала, в Германию начали приезжать этнические немцы из Казахстана. И этот человек, собрав вокруг себя таких же пожилых энтузиастов, организовал в своем городке что-то типа фонда помощи приехавшим.

Немецкие пенсионеры помогали новоиспеченным иммигрантам заполнять документы, ходили с ними по врачам, на первых порах даже делились одеждой и предметами быта. Все это на совершенно бескорыстной основе.

И человека как подменили. Он расцвел, помолодел, ожил. Сам он объяснял это тем, что всю жизнь мечтал хоть каким-то образом искупить свою вину за те 7 дней, что провел в России. Но все возможности не было. И вот представилась. Перед ним были выходцы из Советского Союза, которым нужно было помочь. И круг замкнулся. Человек обрел смысл жизни и пришел в какое-никакое согласие с самим собой.

Старик этот помог очень многим приехавшим этническим немцам - не один конечно, не сам по себе. Но без него бы ничего не было. Потом его разбил инсульт, после которого он и попал в дом престарелых, причем не в своем городке. Сестрички говорят, что к нему постоянно приходят русские посетители, причем все время разные. Издалека приезжают. То конфеты принесут, то фрукты, то гулять вывезут. А дедок этот, как только видит своих подопечных, так оживает сразу.

Вот вам и война, которая началась 70 лет назад. Нет срока давности у таких событий. Нет и не может быть.

Потому что каждая отдельная судьба - это трагедия, а сложенные вместе судьбы - уже история.

Comments

( 52 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
ekertling
Jun. 22nd, 2011 02:48 pm (UTC)
Пиши побольше таких историй. Для меня эта тема святая и я убить могу за спекуляции на войне, при чем что немцы, что русские - мне всех жаль...............те, что служили не в СС, часто были обычными людьми, не вина их, а беда........... Меня в свое время поразила история, рассказанная Валентиной (блин забыла, та что вела в гостях у сказки), она же блокадница и у нее умерла вся семья. Она курить научилась девочкой, чтобы есть не так хотеть. Прошла война и на развалинах Питера работали те самые немцы, строили дома. Они были постоянно голодные, просили есть у проходивших питерцев. И вот этой Вале стало так жаль мужчину, такие глаза несчастные голодные были у него, что не выдержала, договорилась с охранником и позвала его поесть. Он пришел, сел за стол с едой, увидел фото родителей Вали, спросил кто такие. Она и рассказала что умерли от голода в блокаду все. Он не смог есть, ушел весь в слезах.
Прошло несколько лет и он приехал в Питер с мамой, с предложением руки и сердца-))))))))))))))))))) но она отказалсь. Вот такая история.
am1975
Jun. 22nd, 2011 03:19 pm (UTC)
Для меня эта тема тоже святая, поэтому я так много пишу об этом.

Я знаю это историю. Это Валентина Леонтьева. Спасибо, что напомнила.
(no subject) - natalia_vesna - Jun. 22nd, 2011 05:59 pm (UTC) - Expand
avatarakali
Jun. 22nd, 2011 02:51 pm (UTC)
спасибо, что написала об этой истории.

я всегда вспоминаю одного француза, старичка, у которого я гостила во Франции. Удивительный человек. Его, как и многих эльзасцев, выгнали воевать с немецкой стороны, он попал в советский плен и полностью загубил там здоровье, потом как-то вернулся в Эльзас, всю жизнь прожил один, но при этом всей своей деревне помогал всю жизнь.

Такие люди тогда были....
am1975
Jun. 22nd, 2011 03:21 pm (UTC)
Надя, спасибо, что поделилась. Таких историй, к сожалению, тысячи. Мне очень хочется, чтобы о них тоже знали, не только о наших воинах.
antitonka
Jun. 22nd, 2011 02:53 pm (UTC)
Правильно вы говорите: лишь бы не повторилось. Не дай Бог.
am1975
Jun. 22nd, 2011 03:21 pm (UTC)
Именно так.
an_kl
Jun. 22nd, 2011 04:11 pm (UTC)
У нас сосед по райанхаусу был - воевал, недолго, попал в плен, четыре года был в Сибири, научился немного по-русски говорить. Как-то разговорились на тему войны, спрашивал, как мы к нему относимся, зная, что он воевал с русскими. Мы с мужем сразу и не сговариваясь ответили, что относимся, как к жертве войны. А как иначе? Он ровесник моего дяди, 25-го года рождения. Дядю забрали, как только ему 18 исполнилось. Соседа нашего на год раньше - в 17. Никаких патриотических мыслей у дяди, уж извините, не было - почти все все мужчины в семье были в 30-е посажены, так что отношение к фашизму и коммунизму было одинаковое. Да и вообще дядю политика ни в каком виде не интересовала, его интересовала археология, и хотел он не на фронт, а в университет. Но вариантов=то не было, свои бы расстреляли. И у соседа вариантов не было - сосед мечтал инженером стать, и никаких патриотических чувств у него тоже не было, особенно с учетом того, что фашисты уничтожили его тетю-инвалида, которая с детства на костылях ходила - весь санаторий расстреляли. И его бы расстреляли, если б он от службы попытался скрыться.
Двух мальчишек послали убивать друг друга. Нету тут их вины, ни одного, ни второго.
Для обоих все кончилось хорошо, сосед стал инженером, дядя мой - крупным историком, в прошлом году умер, к сожалению. И у того, и у другого дети, внуки. Повезло.
am1975
Jun. 22nd, 2011 04:15 pm (UTC)
Прекрасно вы написали. Я совершенно ьс Вами согласна. Нет вины ни одного, ни второго. Это люди, выполнявшие приказ, не более.
(no subject) - martishka - Jun. 23rd, 2011 06:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Jun. 23rd, 2011 06:44 am (UTC) - Expand
larisa_zv
Jun. 22nd, 2011 04:44 pm (UTC)
Светлая всем память!!!
am1975
Jun. 22nd, 2011 04:47 pm (UTC)
Светлая память.
hel38
Jun. 22nd, 2011 05:03 pm (UTC)
Даже читать истории людей, преживших ту войну страшно. И я теперь, заня немножко "другую сторону", понимаю , что жизни прередомали всем и вся. Пусть больше никогда такого не повториться
am1975
Jun. 22nd, 2011 05:57 pm (UTC)
Да, Лена, каждая такая история -очень личная и часто очень страшная. Поэтому и нужно смотреть на те события обязательно с двух сторон.
azarenia
Jun. 22nd, 2011 05:30 pm (UTC)
Моя семья по маминой линиии из Смоленска.
Бабушка рассказывала, как они бежали от фашистов, а за ними рвались бомбы, питались лебедой. Потом жили в оккупации 2 года.
Да, страшная была война!
am1975
Jun. 22nd, 2011 05:58 pm (UTC)
Жуткие рассказы. Запишите это обязательно, все, что помните. Потому что если сейчас не записать, то потом будет просто некому.
(no subject) - azarenia - Jun. 23rd, 2011 12:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Jun. 23rd, 2011 06:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - azarenia - Jun. 23rd, 2011 05:35 pm (UTC) - Expand
seguente
Jun. 22nd, 2011 05:34 pm (UTC)
Мне вспоминается шутка Задорного, про старушку, не берущую с немецких туристов деньги за молоко со словами: "Какие деньги, немчики, мы же с вами воевали". Такая, на самом деле, безшуточная шутка, про такое "братство жертв"
am1975
Jun. 22nd, 2011 06:00 pm (UTC)
Я, буду честна, с некоторым предубеждением отношусь к шуткам Задорного.

А про "братство жертв" вы правы совершенно.
natalia_vesna
Jun. 22nd, 2011 06:14 pm (UTC)
Спасибо, что рассказала, Аня.
am1975
Jun. 22nd, 2011 06:21 pm (UTC)
Наташа, я стараюсь записывать подобные истории, когда слышу. Потом они забываются в суете и все.

И еще мне кажется, что это интересно не только мне.
(no subject) - natalia_vesna - Jun. 22nd, 2011 08:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Jun. 22nd, 2011 09:07 pm (UTC) - Expand
ulkus
Jun. 22nd, 2011 07:10 pm (UTC)
война и воспоминания о ней - наверное, единственное святое, оставшееся в нашей стране...
am1975
Jun. 22nd, 2011 07:51 pm (UTC)
Наверное

Пока будут помнить -все будет хорошо.
mcarova_voneck
Jun. 22nd, 2011 07:21 pm (UTC)
Ochdn' sil'no... Dyxanie zaxokonulo... T.e., perexvatilo. Spokoino i sil'no. Spasibo!
A eshe ya nynche ochen' yasno osoznala, v nyneshnii Den' Pobedy, chto Pobeda ta byla ne kogo-to nad kem-to, a chelovecheskogo duxa.
am1975
Jun. 22nd, 2011 07:52 pm (UTC)
Спасибо большое.

Вы очень правильно написали про победу человеческого духа.
aja82
Jun. 22nd, 2011 08:12 pm (UTC)
так хорошо всё сложилось, так логично! спасибо, что рассказала.
am1975
Jun. 22nd, 2011 09:06 pm (UTC)

Мне показалось это интересным.

Спасибо, Ая.
nadu_home
Jun. 22nd, 2011 10:01 pm (UTC)
очень душевно написано. Я думаю, что именно очень ранимые и чувственные люди ведут себя так после какого то страшного действия в их жизни: замыкаются, становятся нелюдимыми и как правило одинокими....так наверно мозг и душа работают... защитная что ли реакция, сколько таких людей по свету.... Очень радостно, что появилось что-то, что изменило жизнь этого человека, жаль, что так поздно.
am1975
Jun. 22nd, 2011 11:06 pm (UTC)
Мне кажется, что подобные переживания вообще мало кого оставляют равнодушными. Просто одни загоняют это глубоко вовнутрь, а другие пытаются переработать любыми доступными им способами.

Спасибо.
devizzi
Jun. 23rd, 2011 03:06 am (UTC)

Я в 1992, кажется, ездила в Германию на День молодёжи (католики организовали такое регулярно). Вот приехали мы, студенты, со всей Европы, стоим посреди костёла, нас разбирают по семьям. В первую очередь выкрикивали: "Кто тут русский?" - почему-то русских хотели к себе все. Я ещё спросила, почему вон поляков так никто не выкрикивает, чем они хуже? Нет, говорят, хотим русских. Почему - не объясняли. Может, у них у всех как у того деда было... к русским особое чувство. Старики, у которых я остановилась, тоже на многое мне глаза расскрыли, спасибо им.

am1975
Jun. 23rd, 2011 06:48 am (UTC)
Это такой вопрос -почему именно к русским отношение такое было. Возможно в 92 году еще присутствовал сам по себе интерес к стране, которая только-только открыла границы.

Старики вам рассказывали что-то потом?
(no subject) - devizzi - Jun. 23rd, 2011 02:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Jun. 23rd, 2011 02:26 pm (UTC) - Expand
chugaylo
Jun. 23rd, 2011 08:51 am (UTC)
Хорошая история!
am1975
Jun. 23rd, 2011 08:55 am (UTC)
Спасибо.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 52 comments — Leave a comment )

Profile

am1975
just_try

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com