just_try (am1975) wrote,
just_try
am1975

Categories:

Лимон раздора

Отпуск хорош тем, что появляется время почитать то, на что в обычные дни не было времени, записать какие-то впечатления, осмысление которых все откладываешь на потом, да и просто выспаться.

Расскажу вам сегодня об очень своеобразном спектакле, который мы с мужем смотрели в прошлые выходные, будучи еще в Германии. Спектакль называется "Лимонное дерево", и поставлен он израильтянкой Dedi Baron по одноименному фильму "Lemon Tree" очень известного израильского же режиссера Eran Riklis.



Foto: Düsseldorfer Schauspielhaus

Спектакль произвел на нас настолько неоднозначное впечатление, что вернувшись домой, мы тут же нашли "первоисточник" - одноименный фильм, получивший, кстати, приз зрительских симпатий 58-го Berlinale (2008 год). Хотелось получить максимально полное представление не столько о проблеме - ее суть и так ясна, сколько о различных способах художественного воплощения одного и того же произведения.

Так что о фильме тоже расскажу. Но сначала о спектакле. О лимонной роще, послужившей своеобразным "яблоком раздора".

Сюжет спектакля на первый взгляд незамысловат. Соседом палестинской женщины - владелицы роскошного лимонного сада, становится израильский министр обороны. С точки зрения службы безопасности высокого чиновника лимонная роща подлежит немедленной вырубке, так как представляет собой стратегическую угрозу для семьи министра. И бесправная малограмотная женщина становится на защиту своей собственности, нанимает адвоката и доходит в конце концов до Верховного суда Израиля.



Foto: Düsseldorfer Schauspielhaus

Понятно, что в этом конфликте нет проигравших и победителей. И, рискуя навлечь на себя гнев моих израильских читателей, позволю себе все же сказать, что все стороны являются пострадавшими, что и с той, и с другой стороны ежедневно происходят трагедии, льются слезы и несутся проклятия.

Лимонная роща - всего лишь модель, метафора, с помощью которой авторы хотели показать, как это страшно и тяжело - жить в состоянии постоянного, ежеминутного противостояния. Если и есть здесь некие аллюзии на чеховский "Вишневый сад", то весьма отдаленные, размытые, имеющие совершенно иную подоснову. Здесь конфликт общечеловеческий как в мутном зеркале отражается в нагромождении политических обид, противоречий и недоговоренностей.



Чем все это заканчивается, рассказывать не буду, чтобы у вас была возможность посмотреть если не спектакль, то фильм. Он определенно того стоит.

Тема арабо-израильского конфликта настолько остра для всех сторон, что рассказать об этом интеллигентно, без дерганных агрессивных выпадов, без неоправданных перегибов в ту или иную сторону достаточно сложно. То, что подобный спектакль был поставлен в Германии, дополняет пикантности. Хотя пикантность - не совсем правильное слово наверное. Мне было интересно, привнесут ли немцы что-то свое, добавят ли какой-то штрих, чтобы сделать тему далекого и не самого актуального для центральной Европы конфликта интересной именно для местного зрителя.

И они ее добавили. В спектакле есть героиня -журналистка, пишущая о конфликте. Так вот, в отличии от фильма, где журналистка показана весьма схематично, в спектакле она - немка по происхождению. И на все лады обыгрывается пассаж " как же мне о них писать, и вообще говорить что-то о евреях, если я -немка?" И тут же - " Почему, собственно, я должна испытывать чувство вины, ведь я родилась спустя много десятилетий после окончания войны! Нет сил виниться в том, чего ты не совершал."

Этот момент меня слегка удивил. Немцы стараются обходиться с этой темой очень деликатно, и вот так вот, в лоб, - не очень принято. С другой стороны, так и хочется сказать: " Да кто ж тебя просит брать на себя чужую вину? Вроде и разговор совсем о другом был". Возникает ощущение некоей неуместности. Персонаж придумали, яркими качествами наделили, а зачем он здесь -объяснить забыли.

Еще мне не хватило в спектакле цвета. Именно цвета, ярких цветовых пятен. Свежего, сочного лимонно-желтого, малахитово-зеленого, немного голубого - небо же даже там, где кровь и конфликты, все равно остается голубым! Фильм в этом смысле намного ярче, эффектнее.



Понятно, что театр - это совершенно иное искусство, и набор визуальных кинематографических средств много богаче, но уж больно темный, мрачный получился спектакль. Возможно в этом и была основная идея режиссера - показать, насколько все страшно там, в зоне конфликта, но мне не хватило сочности восприятия, если можно так сказать.

Еще одно отличие спектакля от фильма - в театральной постановке очень много надрыва. Полтора часа сплошной, непрекращающейся ни на минуту истерики. Рыдает главная героиня, хватаются за оружие солдаты, истошно кричит жена министра и швыряет в стены, в мужа и вообще во всех направлениях, куда только хватит силы докинуть, предметы домашнего обихода.

Фильм намного более спокойный, поэтичный даже где-то.



В фильме очень четко показаны характеры, любовно вычерчены все детали. Меньше политики и больше человеческих эмоций.

Я не могу сказать, что мне не понравился спектакль. Уже одно то, что после его просмотра появилось немедленное желание посмотреть фильм, говорит о многом. Скорее сама тема не слишком подходит для театральной сцены. Для эффектного воплощения идеи необходимо было, на мой взгляд, намного больше внешнего антуража, натуры. Но игра актеров прекрасна и постановка весьма любопытна в любом случае.

Немцы, кстати, воспринимают спектакль "на ура". Мы были спустя две недели после премьеры, и в зале не было ни одного свободного места. А на премьеру не попали - все продано.

Так или иначе, я очень рекомендую посмотреть фильм "Лимонное дерево" всем тем, кто любит необычное, несколько многослойное кино.

.

Кино о том, как это страшно и порой необратимо, когда политические амбиции доминируют над человеческим разумом.

Tags: киноголик, партер, хобби
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments