?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Второй акт

Разговаривали за новогодним столом об иммиграции, о том, у кого что сложилось или не сложилось.

Универсальных рецептов успеха ведь так никто и не придумал. Кого-то переезд в другую страну ломает, корежит, ставит на колени и размазывает по мостовой, оставляя невнятное склизкое месиво. А кому-то наоборот предоставляет шанс начать все сначала, с новыми силами, со свежей кровью. Говорить, что выживают сильнейшие, наверное тоже не совсем правильно. Очень многое зависит от удачного стечения обстоятельств, от элементарного везения.


Foto: DPA

Мне кажется, иммиграцию можно сравнить с театральным спектаклем. Как бы актеры ни отыграли первое действие, какие бы шедевры театрального искусства ни демонстрировали и как бы ни халтурили, рано или поздно наступает антракт, после которого можно начинать спектакль как бы с чистого листа.

И наступает второй акт. Отдохнувшие зрители уже размяли затекшие косточки, перекусили бутербродами из буфета и запили эмоции шампанским, и готовы с новыми силами восхищаться и аплодировать. И уже забыты ляпы, и отклеившийся ус, и неточные реплики, и жаркий шепот суфлера. Все это осталось в первом акте. А после антракта артисты начинают заново и заново завоевывают внимание зрителей.



Вот так и с иммигрантами. Чтобы ты там ни наворотил в прошлой жизни, какие бы ошибки ни совершил, у тебя есть этот шанс - закрыть долги, обнулить все счета и попробовать начать сначала. Получится или нет -другой вопрос. Но шанс есть. А дальше - как карта ляжет.

И еще мне кажется, что спрашивать, почему человек уехал, или почему не остался в стране рождения, при условии, что сам он распространяться на эту тему не торопится, - это не совсем культурно, что ли.

Это как спрашивать о религии в лоб. Веришь или нет, ко-з-зел? Сознавайся! Веришь?! Ну и где он, твой бог? Чем докажешь? Ах, не веришь?! Ух, морда атеистическая!

Вера, по-моему, дело настолько интимное, что говорить об этом вслух -неэтично.

С иммиграцией наверное отчасти также. У человека может быть сотня причин, по которым он больше не хочет жить в той стране, в которой родился. От желания жить в более кофмортных бытовых условиях до банального страха оставаться "по месту прописки". И это опять же дело сугубо интимное.

Спрашивать об этом прилюдно - это как просить зачитать медицинскую карту. Что там у нас с двенадцатиперстной кишкой? А как с почками? Как сходили с утра? Как стул?

Бред же.

Comments

( 73 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
taganay
Jan. 3rd, 2011 08:09 pm (UTC)
Мир стал намного меньше и доступнее, чем 20-30 лет назад, и иммиграция перестала быть катастрофой, полностью делящей жизнь на "до" и "после". У меня было все просто: получил визу, в четверг сел на поезд, потом на самолет, а в понедельник я уже настраивал компьютер на новом рабочем месте. Очень долго не было ощущения иммиграции - скорее просто на заработки поехал.
am1975
Jan. 3rd, 2011 08:12 pm (UTC)
Совершенно верно. Поэтому мне часто и непонятна истерика на тему "Как ты мог уехать?" Хочется сразу сказать "а почему бы, собственно, и нет?" Если был такой шанс, почему бы и не попробовать?
tajno
Jan. 3rd, 2011 08:10 pm (UTC)
Очень хорошо написано. Сравнения забавные, но точные. И то, что вопрос довольно интимный - согласна. Сейчас тема эмиграции как-то прямо всколыхнулась вокруг, по крайней мере, в моей френдленте. Особенно после статьи moscowlondon о том, кому стоит эмигрировать, кому - нет.
am1975
Jan. 3rd, 2011 08:14 pm (UTC)
Я этот пост и имею в виду. Он мне очень понравился. Взвешенно, лаконично и совсем ненапыщенно. А потом в комментариях было очень много криков.
v_strannik
Jan. 3rd, 2011 08:10 pm (UTC)
Какое отличное сравнение, Анечка! Да, так оно и есть. И у кого-то второй акт получается куда лучше первого, а у кого-то и наоборот. И таких примеров я знаю без числа...
am1975
Jan. 3rd, 2011 08:16 pm (UTC)
Спасибо, Оля.

Я тоже видела массу историй и со знаком "плюс" и со знаком "минус". Мне кажется, переезд в другую страну - это прежде всего шанс. А уж как там сложится - зависит от тысячи факторов.
stranniera
Jan. 3rd, 2011 08:11 pm (UTC)
Бред, потому что в ответ подсознательно часто ожидается короткий однозначный ответ. Который зачастую невозможен в принципе.
Бред, но очень уж часто встречающийся.
Собственно, не меньше меня раздражал вопрос после возвращения с учебы в Берлине: а почему на совсем не осталась???????? (мол, дура, ведь же была возможность свалить!)
am1975
Jan. 3rd, 2011 08:18 pm (UTC)
Точно! Я когда-то не осталась в 91 году в Америке. Хотя можно было это все организовать.

Потом не осталась в 95 году в Англии, что было еще проще. И вс е было - и место где жить, и место в университете, все. А я не осталась. И, возвращаясь, каждый раз сталкивалась с вопросом "почему?". Однозначного ответа нет. Потому , только и можно ответить.
ermintruda
Jan. 3rd, 2011 08:24 pm (UTC)
Ань, многое зависит от той личности о которой конкретно идет речь. Нельзя обобщать. Есть вообще люди, которым проще промолчать нежели расказывать о том о сем, и не важно на какую тему вопрос был задан. Тебе ответят уклончиво и обтекаемо или затаят праведную обиду.. -Как она вообще осмелилась посягать на моё прайвеси...
Иммиграция может быть сравнима, например, с походом в магазин.. И поверь, есть придурки, которые усмотрят в вопросе "что купили?" страшный умысел..
Тут всё дело в том, что народ склонен создавать истории...
На меня смертельно обиделась, некогда близкая подруга, когда я посоветовала сдать на права... (вторжение.. посягательство, отсутствие корректности..).
Моё мнение-если хочешь спросить, спроси.. А всё остальное НЕ твоя проблема :0)
am1975
Jan. 3rd, 2011 08:28 pm (UTC)
Юлька, здесь конкретно, в этом посте. речь вообще не идет о конкретной личности. Это абстрактные рассуждения по мотивам.

Но я с тобой согласна, народ склонен создавать истории и додумывать, и экстраполировать.
different_rome
Jan. 3rd, 2011 08:39 pm (UTC)
интересное сравнение, задумалась - обиделась ли бы я, если у меня спросили, почему я приехала в италию... думаю, нет. Я честно к будущему мужу приехала. Хотя наверняка многие думают, что приехала слаще есть и мягче сать:) (а это верно если только отчасти, маленькой части:)
am1975
Jan. 3rd, 2011 08:44 pm (UTC)
Оль, я имела в виду, что далеко не всегда можно в полной мере объяснить причины того, почему человек уехал или почему вдруг решил остаться там, куда ехал , казалось бы, как турист. Бывает, это вообще совершенно спонтанное, неосознанное решение. Вот просто "почему бы и нет?".

А бывает, человек от чего-то убегает. В 90-е чего только не было. У нас был приятель, который имел бизнес, попал под раздачу, отдал рэкету все, что было, включая квартиру, и сбежал с одним чемоданом. И как о таком рассказать? И как такое осуждать?

(no subject) - different_rome - Jan. 3rd, 2011 08:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Jan. 3rd, 2011 08:50 pm (UTC) - Expand
alisa_old
Jan. 3rd, 2011 08:44 pm (UTC)
Никакое везение не спасет того, кто готов стать на колени и размазаться.
am1975
Jan. 3rd, 2011 08:46 pm (UTC)
Не совсем так. То есть, мне кажется, что не совсем так.:)

Бывает, человек вроде бы и трудится не покладая рук, и пашет, а вот не везет и все тут. Я стараюсь вообще не судить людей в контексте иммиграции -при условии, что они хоть что-то делают. Если не делают ни черта и лежат на печи - это другой разговор.
(no subject) - alisa_old - Jan. 3rd, 2011 08:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Jan. 3rd, 2011 08:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alisa_old - Jan. 3rd, 2011 08:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Jan. 3rd, 2011 08:59 pm (UTC) - Expand
iisun
Jan. 3rd, 2011 08:52 pm (UTC)
Отвечать на глупые вопросы всегда неприятно, или на те, с помощью которых бестактно лезут в душу. Но, опять же,все зависит от человека, чувствует ли он себя эмигрантом, у которого нет ничего, или космополитом, у которого есть целый мир.
am1975
Jan. 3rd, 2011 08:54 pm (UTC)
Это само собой.

Позиция космополита намного выигрышней. Но к ней не все сразу приходят.
atomix
Jan. 3rd, 2011 09:39 pm (UTC)
Иммигрировать здорово! Проверяешь чего ты стоишь в этой жизни и сможешь ли сделать всё с нуля.
am1975
Jan. 3rd, 2011 09:43 pm (UTC)
Совершенно согласна с Вами. Хотя бы ради того, чтобы попробовать, чего ты стоишь, имеет смысл использовать шанс, если он есть. Вернуться , кстати, никогда не поздно.

С другой стороны, все очень индивидуально. Есть люди, которые вообще не могут прижиться в чужой среде. Да и не могут все уехать.:)) Так что опять же возвращаемся к тому, что иммигрировать стоит тем, кто чувствует в себе силы к этому.
(no subject) - dulcis_in_fundo - Jan. 4th, 2011 11:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Jan. 4th, 2011 12:05 pm (UTC) - Expand
tiara500
Jan. 3rd, 2011 09:40 pm (UTC)
podpisivayus' pod kazhdim slovom!
am1975
Jan. 3rd, 2011 09:43 pm (UTC)
Здорово.:)
feline34
Jan. 3rd, 2011 09:44 pm (UTC)
Видимо мне повезло, мне никогда не задавали вопросов как, почему и зачем я уехала... Ты права, дело это достаточно интимное, но на свете так много неэтичных людей.
am1975
Jan. 3rd, 2011 09:47 pm (UTC)
Не то чтобы я была такая кисейная барышня, Оль, чтобы бухаться в обморок от таких вопросов. Но часто видела, как кто-то задавал подобные вопросы кому-то в лоб, и второй кто-то, не зная, как правильно ответить, попадал в неловкую ситуацию.
estreiiita
Jan. 3rd, 2011 09:47 pm (UTC)
Дело, конечно, может и интимное, но я так спокойно могу объяснить, почему уехала из России - где у меня были весьма неплохие условия, прекрасная работа в иностранном представительстве, квартира в Питере, дача,машина - а личной жизни не было, поскольку после развода с первым мужем осталась в 33 года с двумя маленькими детьми. Женщине за 30 найти нормального мужа в России, скажем так, весьма затруднительно - ну или было затруднительно в конце 90-х. Поэтому стала искать супруга за рубежом, правда, только в Европе, далеко уезжать не хотелось. И нашла без проблем, именно прекрасного человека, в совсем непростой стране - Дании, куда эмигрировать не посоветую никому, тут легче костьми лечь , чем дойти до конца процесса легализации. Но это сейчас, а 10 лет назад ситуация была другой. И вот приехала я, после Питера, где могла себе позволить очень многое, в маленькую датскую деревню в глухомани. Работать по специальности (их у меня была не одна) нереально без языка, да и с языком непросто. В 40 лет пошла учиться заново, похоронив университетский диплом в комоде. Получила специальность, место в качестве практиканта, потом работу - в общем, всё стало на свои места. Никогда, ни в какие даже самые грустные минуты не было у меня мысли "зачем я это сделала"?, очень рада, что у меня жизнь сложилась именно так! Собственно, и не только у меня, но и у моих сыновей.
Кстати, у меня в жизни было даже три антракта, поскольку с нуля начинала три раза: на Кубе в 1986 году, приехав туда с мужем, в России в 1993, вернувшись с Кубы, ну и в Дании в 1999. По моему убеждению важно, чтобы у самого человека в душе был правильный баланс ("siempre eadem"), тогда он где угодно на ноги встанет и будет счастлив.
estreiiita
Jan. 3rd, 2011 09:50 pm (UTC)
Тьфу,"semper eadem", разумеется!
(no subject) - am1975 - Jan. 3rd, 2011 09:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Jan. 3rd, 2011 09:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - estreiiita - Jan. 3rd, 2011 09:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Jan. 3rd, 2011 10:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_petra - Jan. 4th, 2011 05:45 am (UTC) - Expand
vivaerotica
Jan. 3rd, 2011 10:41 pm (UTC)
Мне стало стыдно...я иногда бывает спрашиваю людей "почему уехали?". В основном когда причина не совсем очевидна (замуж,например, или выйграли грин кард), и когда чувствую что вроде человек не против о себе рассказать. Стараюсь быть максимально тактичной. Мне очень интересно что побуждает людей кардинально меняь свою жизнь, а так же причина иммиграции часто определяет поведение человека на новом месте.
Наверное, постараюсь быть менее любопытной. понимаю что это все же личное.
am1975
Jan. 3rd, 2011 10:53 pm (UTC)
Ну это я может как обычно очень прямолинейно выразилась.:) Я имела в виду, что если человек сам не особо хочет распространяться,то вряд ли наверное имеет смысл вытрясать из него эту информацию. А когда сами рассказывают - это другое дело. Я тоже обожаю иммигрантские истории. Собственно, по моему журналу это видно.:))

Не хотела вас ни в коем случае задеть. Извините, если что.
(no subject) - vivaerotica - Jan. 3rd, 2011 11:27 pm (UTC) - Expand
idollisimo
Jan. 4th, 2011 12:08 am (UTC)
Хорошо написано и очень правдиво. Много раз видел, как иммиграция размалывает людей в труху в моральном плане. Многие со временем даже в какой-то мере сходят с ума. А сколько разводов происходит в первые год после переезда! Процент чудовичный, что-то типа 35% по данным, которые я читал в 2005 году. Я когда-то писал серию автобиграфических постов про иммиграцию и всё прочее (на первых порах у моих френдов было очень много вопросов). Разрешите привести тут цитату, которая касается людей за 40:

"Здесь я хотел бы сделать небольшое отступление, но, поверьте, оно абсолютно необходимо. В дальнейшем персонажи моего нескончаемого поста будут временами действовать на редкость нелогично и по-дурацки. Но всё это объясняется тем, что в действие вступает фактор СТРАХА. Видите ли, когда в иммиграцию едет семья, состоящая из двух поколений, одно из которых уже в возрасте (моему отцу, например, уже 61 год, мама на 2 года моложе), неизбежна большая разница в восприятии новой предстоящей жизни. Наши отцы и мамы росли в СССР, жили в самом начале того, что потом назвали СНГ. Макаревич как-то пел об "эпохе большой нелюбви". Так вот у живших в этой эпохе людей, оказывается, очень своеобразное видение "заграницы". Люди, привыкшие к постоянной войне у себя на родине, войне за каждый день (с официанткой в кафе, с гаишником на дороге, с истопником в котельной и так далее) и давно и прочно усвоившие принцип "не докажешь - не получишь", воспринимают "заграницу" как некое подобие рая. У нас грязь - там обязательно везде чисто, у нас мат - там говорят стихами, у нас зарплаты - там сундуки с самоцветами. Из года в год, пока человек дозревает до серьёзного решения иммигрировать, такое видение той же Германии растёт и ширится в его мозгу. И если у более молодого поколения для получения информации есть тот же Интернет, то наши родители утоляют любопытство у соседей и знакомых, которые "когда-то проезжали через Германию и даже останавливались во Франкфурте на Майне". Но это еще не всё - представление о Германии как о стране сказок с годами (ждать визы приходится довольно долго) ширится до полной потери какой-либо осторожности. Появляется крайне опасная идея "поедем туда, а там, на месте, всё будет прекрасно". В результате такие люди перед выездом забывают даже выучить "здрасте" по-немецки. Обуянные фантазиями о безоблачном будущем, они едут в страну, совершенно ничего о ней не зная, не выучив ни единого слова местного языка, и даже не представляя, что им предстоит по приезду. А по приезду их встречает хотя бы тот же комендант временного общежития, который, представьте только, по-русски не говорит. И вот в этот момент происходит страшное - у всех особей, старше 40-а лет от осознания тотального пиздеца и полнейшего ужаса полностью и почти бесповоротно рвёт крышу. Полностью и почти бесповоротно".
am1975
Jan. 4th, 2011 12:32 am (UTC)
Спасибо за цитату.


Да, пожалуй соглашусь. Очень часто так оно и бывает. Только это не о Германии конкретно. Это о любой новой стране.

А так -очень верно подмечено.
(no subject) - idollisimo - Jan. 4th, 2011 12:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Jan. 4th, 2011 08:03 am (UTC) - Expand
m_petra
Jan. 4th, 2011 05:50 am (UTC)
На мой взгляд, давно установилось негласное, но жесткое правило - неприлично прилюдно, тем более у малознакомого человека спрашивать о причине переезда. Это, пожалуй, сродни этикетному табу на беседы о политике в малознакомой компании. Причины могут быть настолько противоположными, равно как и отношение к странам нынешнего и бывшего проживания, что беседа неминуемо приведёт к раздору.
am1975
Jan. 4th, 2011 08:04 am (UTC)
Петра, я как всегда снимаю шляпу перед твоим умением в двух словах сформулировать то, на чтомне понадобилась страница.:))

Офф: Журнал не дошел еще. Я тебе напишу, как только получу.
(no subject) - m_petra - Jan. 4th, 2011 06:03 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 73 comments — Leave a comment )

Profile

am1975
just_try

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com