?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мы только что вернулись из театра - смотрели знаменитый "Трамвай "Желание" Теннесси Уильямса.

Сказать, что это восторг -это не сказать ничего. После первой ласточки, в смысле первой "Чайки" я набрала программы всех существующих поблизости театров и долго-долго выбирала, что же будет следующим. Выбрала в результате по тому же принципу, что и в первый раз - чтоб уж наверняка. В студенческие годы я очень любила эту вещь и смотрела ее несколько раз. Видела, разумеется, и знаменитый фильм с Марлоном Брандо и Вивьен Ли. Поэтому сомнений в том, что понравится сама постановка, не было.



Но чтоб так! Вы даже не представляете возможностей современной сценографии. Или это я такая дикая, что ничего не представляю?

Пересказывать сюжет не буду - вы все прекрасно знаете историю о том, как обнищавшая аристократка Бланш Дюбуа приезжает в Новый Орлеан к своей беременной сестре Стелле, вышедшей замуж за примитивного работягу с польскими корнями Стэнли Ковальски и что из этого получается.

Удивительно мелодичная, и в то же время наполненная динамикой "южная" сага о разрушенных надеждах, о мечтах, которые проще растоптать, чем в них поверить, о грубости и о страсти, о мужском хамстве и о женском вранье и о том, что если любовь где- то и есть, то явно не здесь, в богом забытом окраинном районе Нового Орлеана.

Потому что в этой драме нет преступников. Вообще ни одного.

Здесь все жертвы. Все до единого. Жертвы своих внутренних демонов или обстоятельств, собственных страхов или комплексов. Но жертвы. Именно так. Много жерт и ни одного преступника. Парадокс.

И разорившаяся, слегка потасканная, но не потерявшая веру в чудо Бланш, и брутальный самец с минимумом интеллекта и животным обаянием Стэнли, и послушная, аморфно-рыбная и немножко беременная сестра Стелла... Все жертвы.

Потому что ни один из них не знает, как правильно. И отсюда все беды - ненужный и никчемный случайный секс, алкоголь, мордобой и пожирающая внутренности скука. И каждый сам себе палач. А преступников все равно нет.

Бог с ним, с сюжетом. Я хотела рассказать о сценографии. Вы можете себе представить три часа в воде? Не на море, не в реке, а на сцене? И я до этого не могла себе представить, что такое бывает. Спектакль начинается с того, что на сцену обрушиваются потоки воды и все действие продолжается тоже в воде.



все фото взяты с сайта Düsseldorfer Schauspielhaus

Скупые декорации, призванные представить скромное, тоскливое жилище семьи Ковальски - два матраса на полу, один стул да несколько ящиков пива - практически плавают по сцене.

При этом серый фон комнаты то тут, то там разбавляется сочными цветовыми пятнами, не несущими никакой смысловой нагрузки, кроме эстетической - оранжевый китайский фонарик, ярко-зеленый букет, сиреневый платок. Такие яркие, мимолетные вспышки, призванные как бы разбавить тягучее, мутное, совершенно беспросветное существование всех героев. Вообще полотно спектакля напоминает кадры фотопленки. Щелчок -яркая картинка - темнота -щелчок -сноп света -картинка -темнота. Чередование полной темноты и яркого света как бы меняет плоскости.



Сами актеры играют чуть ли не по колено в воде. Шум дождя - а может не дождя, по мне, так это попытка какого-то очищения - то усиливается, то ослабевает. Иногда это просто сплошной поток, иногда отдельные капли. Но сцена постоянно наполнена водой.

По ней плавают матрасы, летают дамские туфельки, чемоданы и лифчики. Короткий взмах и вот уже Стэнли Ковальски отправляет в нокаут свою беременную жену, буквально захлебывающуюся в потоке брызг. И тут же сцена любви на матрасе, в струях воды, когда в свете прожекторов мелькают руки, ноги, отражаются в воде вроде бы настоящие эмоции.

Но по воде идет рябь. И не разобрать, где фальшивка, а где настоящая страсть.

Яркие платья Бланш вперемежку с пустыми пивными бутылками, настоящий праздничный торт, который один из героев с остервенением швыряет в стену- и к неряшливо плывущим по полу вещам добавляются крошки, ошметки крема, какие-то розочки, завитушечки. У зрителя создается ощущение тотального захламления жизненного пространства, которое и надо бы расчистить, да некому.

Все второе действие проходит на фоне плавающих у края сцены разноцветных воздушных шариков, которые в преломленном свете прожекторов создают ощущение некоей фантасмагории и, на мой взгляд, символизируют надежду на то, что жизнь все же может быть иной.

Но другой жизни и другой судьбы ни для кого из героев уже не будет. И потоки воды приобретают совершенно иной смысл - создают иллюзию всемирного потопа, конца света. У каждого из героев своя правда, своя судьба и помочь не могут ни яркие краски, ни воздушные шарики.



И можно смывать грим, сбрасывать тоненькие шпильки и раскрывать карты. Потому что победителей в этой игре все равно нет.

Двери закрываются. Следующая станция -ничто.

Невероятно сильный, эмоционально пробивающий спектакль, прекрасно сыгранный и очень современный, несмотря на то, что пьеса написана в 1947 году.

Но наверное настоящие страсти и настоящие эмоции не имеют срока давности. Не говоря уже о надеждах. Воздушные шарики - это все же надежда. А вода... Воду воспринимайте как хотите. Может и очищение, черт его знает.

Comments

am1975
Dec. 27th, 2010 11:35 pm (UTC)
Оль, меня не только сценография поразила, но и игра актеров. То есть сректакль и драматически выдержан очень достойно.

Спасибо.

Profile

am1975
just_try

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Page Summary

Powered by LiveJournal.com