?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я очень любила театр. В юности в Москве была завсегдатаем "Ленкома" и "Современника", любила театр "У Никитских ворот", бывала в "Моссовета", очень уважала "Табакерку". Туда было не попасть, но мы как-то умудрялись. И как-то это было само собой разумеющееся. Три-четыре раза в месяц - обязательно в театр. Переехав в Германию, я не сразу поняла, чего лишилась. Сначала было просто не до театра. Потом на него не было денег. То есть вроде бы и недорого, но все равно каждая копейка на счету. И лишний раз развлекаться не пойдешь. Я уж не говорю о том, что банально не было языка.

Читать на немецком я начала года через два-три после приезда. Тогда же потихоньку в мою жизнь вошло кино на языке, мы с мужем с упоением носились по выставкам, потом начали потихоньку осваивать оперу, оперетту. А вот с театром не складывалось. Честно говоря, я просто боялась. Боялась разочарования. Боялась того, что не пойму тонкостей и смысловых оттенков и навсегда отвернусь от театрального искусства на чужом языке. Боялась того, что неудачный опыт надолго отобьет у меня желание ходить в театр.



Вы будете смеяться, но нам с мужем потребовалось больше десяти лет жизни в стране, чтобы решиться пойти на театральную постановку. Да на какую! Сразу в дамки. На "Чайку". Мы справедливо рассудили, что "Чайку" сложно не понять даже нам. Гнусная мыслишка насчет ""Чайку" сложно испортить", каюсь, тоже присутствовала. Но мы все же пошли. В Schauspielhaus Düsseldorf в новое здание с говорящим названием Central, расположенное в двух шагах от центрального вокзала.

Слушайте, я давно не получала такого удовольствия! Очень тонкая, интеллигентная, максимально приближенная к оригиналу постановка. Да, безусловно, в современных декорациях. Точнее, при практически полном отсутствии оных. Такой бежевый минимализм на сцене. В песочных, теплых тонах. Немножко падающих листьев, несколько стульев, сцена-помост, на котором , собственно и показывает Треплев свое произведение. Ну еще может быть нетипичные световые решения - много насыщенно -зеленого. Такой приусадебный цвет, ядовито-говорящий. Вот, собственно, и все.



Очень оригинальное начало спектакля -первые десять-пятнадцать минут все диалоги идут перед закрытым занавесом. Герои, собравшиеся в усадьбе, ожидают начала спектакля, поставленного Константином Треплевым. Ожидают перед закрытым занавесом. Очень неординарно.

Еще более необычна Нина Заречная, которая, представляя "Чайку", отворачивается от зрителей и сбрасывает одежду, обнажая ребристую худенькую спинку и выступающие лопатки. Такой совсем нечеховский образ. Хотя почему нечеховский? Ломкий, юный, трогательный. Просто не такой мы привыкли видеть Нину Заречную. Не такой.



Еще более необычный персонаж на сцене - виолончелист. Да-да, живой виолончелист, играющий живую музыку. Он присутствует на сцене все время. В этом спектакле вообще много символики, нестандартных решений, совершенно неклассических поворотов в сценографии - на первый взгляд слегка угловатых и режущих глаз. Но постепенно ты погружаешься в диалоги и все больше и больше восхищаешься режиссерскими находками.

Меня просто поразила сцена с Треплевым, когда он, уже в самом конце пьесы, уничтожает свои только что написанные произведения. Да как! Он ... топит их в ведре. Эмоционально просто вышибающая картина. На практически темной пустой сцене в самой середине, на кругу, подсвеченном снопом мертвенно-желтого света, стоит молодой человек и с остервенением запихивает в ведро с водой исписанные текстом листки.

Один, второй, третий. Шелестит бумага, летят брызги, рукава белой рубахи по локоть мокры. Вот и последний лист погрузился в воду. Всплеск. Тишина. Удаляющиеся шаги Треплева. И оглушительный выстрел. Такая квинтессенция безысходности.

Эти совсем нечеховские "вольности" только прибавляют остроты мастерски исполненным диалогам - перевод, кстати, максимально точен. Антон Павлович был бы доволен.

Уже уходя, мы услышали разговор нескольких студентов театрального ВУЗа. Их было человек восемь. Они и в антракте активно обсуждали мастерство исполнителей, особенности сценографии, костюмы. А после спектакля один мальчик говорит :

-Нет, всё -таки Чехов очень сложен. Для меня-очень. На сцене же никакого действия. Никакого экшна. Одни диалоги. За ними же следить надо. Когда действия -бегают, прыгают , стреляют - это увлекает. А диалоги воспринимать тяжело.

А другой ему говорит:

- Да, сложно. То-то ты просидел два часа с открытым ртом. Мы с Кирстен рядом сидели, я поглядывал на тебя иногда. Забыл, как мы с тобой на "Аватар" ходили в прошлом году? Я тебя через сорок минут будил, потому что ты храпеть начал и ты мне сказал, что больше ни за что!

Мы только порадовались тихонько за молодое поколение. И отдельно отметили для себя, что и сами перешли на какой-то новый виток жизни в чужом языковом поле, раз спустя почти пятнадцать лет открыли для себя театр.

Мы конечно же не стали немцами. И никогда не станем. И хорошо оно так. Но открыли для себя театр. И это великолепно.

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
estreiiita
Nov. 22nd, 2010 04:41 am (UTC)
Ань, читала твой пост и удивлялась, насколько совпадает с моими ощущениями! Я тоже тут в Дании на драматический театр "замахнулась", уже прожив 10 лет. И - не первой, но второй постановкой, которую я посмотрела (первая как бы не считается, это был культпоход с работы) была "Мастер и Маргарита", насчёт которой было много сомнений - понравится ли? смогут ли? - но была и уверенность, что хоть знаю, о чём речь. Тоже, кстати, очень понравилось (http://estreiiita.livejournal.com/67343.html#cutid1 )!
am1975
Nov. 22nd, 2010 09:01 am (UTC)
Мне кажется, для театра надо созреть. Именно для театра. И дело даже не во владении языком как таковым. Мне кажется важно и определенное чувство страны, в которой ты живешь, и на языке которой ты идешь смотреть постановку. А оно, чувство это, приходит не сразу.

Но ты глобально замахнулась. На "Мастера и Маргариты" я бы не решилась наверное. И тем приятнее, что так понравилось.

Мы для себя решили, что раза два в месяц будем обязательно ходить в театр.
estreiiita
Nov. 22nd, 2010 06:51 pm (UTC)
Эх, завидую: два раза в месяц в театр! У нас так часто не получается увидеть постановки, на которые хочется сходить.
Насчёт выбора "Мастера и Маргариты" всё было просто. Выбора не было. В Орхусском театре в тот время шло два спектакля: "Мастер и Маргарита" и Ибсеновская "Нора", на которую я вот уж никак не решилась пойти, всё-таки, "Мастера и Маргариту" я и читала много раз, и сериал смотрела, и постановку на Таганке видела - кстати, интересно было сравнить, а вот Ибсен мне пока не по зубам.
am1975
Nov. 22nd, 2010 07:21 pm (UTC)
У нас достаточно богатое театральное предложение. Но это я так, теоретизирую. Посмотрим, как в реальности получится.

А на ибсеневскую "Нору" я бы тоже не решилась пойти.
1getigert
Nov. 22nd, 2010 06:00 am (UTC)
все, теперь точно схожу. а то до schauspielhaus никак не дойду уже 6 лет!
am1975
Nov. 22nd, 2010 08:50 am (UTC)
Попробуйте конечно. Только выбирать мне кажется для начала нужно что-то классическое. Чтоб уж не сразу ледяной водой.)
new_intell
Nov. 22nd, 2010 07:22 am (UTC)
Поздравляю! Хорошая адаптация)))
am1975
Nov. 22nd, 2010 08:51 am (UTC)
Слегка затянувшаяся правда, но что есть то есть.

Для меня лично это огромный прорыв. В ментальном плане прежде всего.
vivaerotica
Nov. 22nd, 2010 07:38 am (UTC)
значит мы не одни такие)) Тоже самое, прожив 12 лет в Штатах ни разу не сходили в театр (мюзиклы не в счет). Все, решено, надо идти.
Тем более есть повод - "Венецианский купец" с Аль Пачино.
am1975
Nov. 22nd, 2010 08:53 am (UTC)
Мюзиклы не в счет, это точно.

Мюзиклы я посещаю в промышленных количествах в Лондоне по причине того, что чем-то нужно себя вечерами занимать и нельзя только по ресторанам шляться. Но мюзиклы языка особого не требуют. Там действие само по себе завораживает.

Как я вам завидую! С Аль Пачино. Это наверное что-то феерическое будет. Впрочем "Венецианский купец" и не может быть другим.

larisa_zv
Nov. 22nd, 2010 11:57 am (UTC)
Рада за Вас, Аня! Мы пока наслаждаемся оперой-балетом, благо, в Дрездене отличный театр!
am1975
Nov. 22nd, 2010 12:05 pm (UTC)
Спасибо, Лариса. Я думаю, у вас тоже все впереди.

А Дрезденский театр очень известен даже за пределами Германии. Так что вам повезло.
nagel_neu
Nov. 22nd, 2010 01:12 pm (UTC)
Диалог студентов чудесный :) Мы тоже ходим иногда, мне нравится. Сейчас вот у нас "Три сестры", надо посмотреть еще до НГ.
А с "Чайкой" у меня вот какая ассоциация: несколько лет назад мама собралась в группой ехать во Фрайбург, как раз "Чайку" смотреть. "Какой-то русский театр", билеты стоили вместе с проездом до Фрайбурга и экскурсией по городу что-то смешное, типа 20 евро, если не меньше. Я не поехала, т.к. решила, что за такие деньги ничего приличного там быть не может. А там был МХАТ и Евгений Миронов! До сих пор рву на себе волосы.
am1975
Nov. 22nd, 2010 01:28 pm (UTC)
Такое бывает? МХАТ и Миронов за 20 евро? Фантастика. Здесь у нас обычно идут антрепризы. В смысле, российские театры привозят. И как-то после нескольких неудачных опытов мы перестали ходить. Не помню, чтобы что-то стоящее было. Хотя может это просто мне не везло.
На Миронова бы пошла с удовольствием.
son_de_la_voix
Nov. 22nd, 2010 02:52 pm (UTC)
У меня так же было совсем недавно с французским театром. То есть год назад я уже попробовал сходить в Комеди Франсэз на пьесу Корнеля "L'illusion magique", но толи выбор пьесы был неудачный, толи что-то другое, но в той пьесе для меня было непонятно ровным счетом ничего. До сих пор задаюсь вопросом - а о чем она вообще. А вот буквально несколько дней назад друг, который играет в одном небольшом театре, позвал на свой спектакль. И вот там уже было здорово. К середине спектакля зал рыдал от смеха и взрывался практически после каждой реплики. И до этого я уже сталкивался с известным французским актером - Guillaume Gallienne. Этот дядя выступал в моем ВУЗе перед первокурсниками (что-то вроде commencement speech), и эти 15 минут зал слушал его с открытым ртом и затаенным дыханием. И его слова до сих пор звучат у меня в голове.
Да и Париж - город театров :)
am1975
Nov. 22nd, 2010 02:58 pm (UTC)
Виталий, я совершенно уверена, что именно до театра надо "дозреть".Поймать ритмику языка, что ли, мелодику. Тогда и шутки становятся понятны, и сценография уже не удивляет своей совершенной непохожестью на то, к чему мы привыкли.

Париж -это вообще город, где можно ходить по театрам, выставкам, музеям сутками. Вам очень повезло.
alleandr
Nov. 22nd, 2010 05:39 pm (UTC)
Эх, опять ты из ленты вывалилась :(((
Вы молодцы! Я вот обожаю театр, в институтские годы была завсягдатаем Самарского драмтеатра-я его фанат. А в Москве попадала на такие постановки, что они мне полностью отбили желание ходить в театр :(((
am1975
Nov. 22nd, 2010 05:45 pm (UTC)
Саш, современная драматургия -такая штука. Нужно хоть приблизительно представлять, на что идешь. А то можно так влететь, что надолго отобъет желание ходить по театрам.

Хотя я в свое время , к примеру, так и не поняла знаменитый спектакль "За закрытой дверью" по Сартру. Критику читала - все захлебывались от восторга. А мне вот не пошло. Хотя очень люблю такие многослойные вещи. Так что раз на раз не приходится.
alleandr
Nov. 22nd, 2010 05:48 pm (UTC)
Ага, вот тоже отзывы были-ну супер-пупер, на комедии что ходила-так оборжаться до резей в животе.
А оказывалась сплошная порнография в художественном смысле :(
alleandr
Nov. 22nd, 2010 05:41 pm (UTC)
А, вот ещё зная твоё расположение к моему творчеству :), вот тебе ссылочка на конкурс в войлок.ру http://community.livejournal.com/voilok_ru/2718864.html
Если будет желание-проголосуй за понравившееся работы :)
На свою тыкать не буду, но зная мой "почерк" можно догадаться :)
am1975
Nov. 22nd, 2010 05:46 pm (UTC)
Желание будет, бо как твое творчество хорошо невероятно. Завтра посмотрю и обязательно проголосую, ибо совершенно точно знаю, что творчество мне нравится.
real_sherhan
Dec. 14th, 2010 09:57 pm (UTC)
Честно говоря, меня очень впечатлила Ваша рецензия. Жаль, как я прочитал выше, что Вы рассказы свои спрятали.
am1975
Dec. 14th, 2010 10:08 pm (UTC)
Спасибо большое. Я впервые была в немецком театре и на меня он произвел очень позитивное впечатление. Через неделю иду снова - на сей раз на "Тамвай "Желание". Обязательно расскажу потом.

Я спрятала исключительно литературные рассказы. Надеюсь, что временно. Все рецензии на книги, кино, туристические зарисовки и просто небольшие бытовые сценки остались открытыми.
am1975
Dec. 14th, 2010 10:22 pm (UTC)
Кстати, если Вас интересуют рецензии, почитайте про "Незнакомку". Это один из последних, верхних, постов.

Чего-то не сообразила в первом оветете написать.:)

И спасибо еще раз.
real_sherhan
Dec. 15th, 2010 10:35 am (UTC)
Я читал ещё вчера. Меня интересуют как раз рассказы. Я, конечно, не призываю Вас их раскрыть. Просто я практически равнодушен к фото, видео. Разыскиваю ЖЖ тех, кто, прежде всего, хорошо пишет, а если ещё это и рассказы, да с весёлым сюжетом... Идеал для меня Слава Сэ.
darynochka
Dec. 25th, 2010 09:27 am (UTC)
молодцы что пошли! я после нескольких месяцев в германии уже пошла в театр. но я уже хорошо знала язык конечно.
am1975
Dec. 25th, 2010 09:55 am (UTC)
Делол даже не в знании языка как таковвом. нужно просто быть уверенным, что поймешь все тонкости. Именно тонкости.

Завтра снова идем! Я уже жду-не дождусь!
( 27 comments — Leave a comment )

Profile

am1975
just_try

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com