just_try (am1975) wrote,
just_try
am1975

Category:

Дреды как они есть

Часа полтора сейчас спорила с приятельницей по поводу дредов.

Т.е. не спорила, а скорее успокаивала ее. У нее сын - 17 лет. Воспитанный мальчик из хорошей семьи, как говорится. Увлекается экономикой, собирается после того, как сделает абитур идти в один из очень котирующихся частных университетов.

И все бы хорошо, но вот вступило в голову - хочет дреды и все тут. Дома крики, вопли, скандалы. Папа - адвокат хватается за сердце, мама-доктор пьет ромашковый чай. Где это видано, чтобы в приличной семье - и такое?!

Убеди, говорит, ты его, отказаться от этой безумной затеи. Ты для него непререкаемый авторитет, он тебя послушается. Это же ужасно! Такая гимназия у него приличная, такие дети там. А тут он - с этим веником на голове. Я, было, сначала начала маму убеждать, что ничего страшного. Ну походит он с месяцок-другой с этими дредами, да и снимет их к чёртовой матери. Но мама в ужасе. Не понимаю , говорит, кто эту дрянь придумал. Их одни только ассоциальные элементы и носят.

И тут я сообразила, что некоторое количество лет назад делала большой материал по поводу дредов для одного солидного печатного издания. Откуда они, что да как. Я тогда достаточно долго этот материал готовила, изучала вопрос со всех сторон, так сказать. А потом, через какое -то время поместила статью в живой журнал в виде поста. Поводом послужила встреча с одной семьей, имеющей аналогичную "дредоисторию".

Предложила приятельнице через часок зайти в журнал - я найду старый пост и повешу. Может кому-то из читателей тоже пригодится.
****
Мне сегодня с утра подняли настроение. Стою в цветочном магазине в очереди. Передо мной стоит странная пара. Ухоженная женщина лет 50-ти с небольшим в строгом брючном костюме и с ней - парень лет 17-18. Спущенные на попе штаны, необъятных размеров толстовка и главное украшение- дреды. Прическа для мальчишки явно новая, непривычная. Он периодически роскошным движением дэнди откидывает голову назад, отчего копна косичек рассыпается по плечам, потом снова их поправляет, периодически смотрится в витрину, прихорашиваясь... Одним словом, первый бал Наташи Ростовой.

Говорит пара между собой по-немецки, причем у мальчика совершенно отсутствует акцент, а женщина говорит хоть и бегло, но с массой ошибок и явным русским акцентом. Диалог следующий:

- Ты посмотри, на кого ты похож! Мне стыдно с тобой рядом стоять! Что это у тебя за кошмар такой на голове! Гнездо!

- Мама, это дреды! Ты знаешь, между прочим я не так мало денег потратил.
- Это ты мне хотел такой подарок сделать на 8-е марта?! ( при этом "8-е марта" произносится по-русски. Тебе удалось. Я потрясена.

- Мама!

- Что, мама?! Бабушка только позавчера вышла из больницы. Ты же знаешь, что мы сейчас должны ее навестить. Вот приедем мы к ней - и что? У бабушки снова будет сердечный приступ! Опять потом 2 недели в больницу ездить... Не сын, а ужас какой-то...

К слову, дреды мальчишке очень даже к лицу были.

Некоторое время назад один журнал заказал мне статью о дредах. Вот она.
***

Бунт начинается с головы.

Человек, стоящий рядом со мной в тесном закуточке между салоном и кабиной пилотов огромного трансатлантического лайнера, летящего по маршруту Гавана –Кингстон -Лондон, вызывал ощущение неподдельного ужаса. Дело даже не в том, что мощный, мускулистый афроамериканец был почти двухметрового роста и по телосложению мог бы дать фору любому супертяжеловесу. И не в том, что на дворе ( вернее, под крылом) была непролазная темень и жуткая гроза.

На голове у гиганта был жуткий колтун. Даже не колтун, а некое гнездо, состоящее из натуральных, казалось бы, волос, спутанных и скатанных самым немыслимым образом. Именно эти волосы вызвали целый букет своеобразных эмоций... Я попыталась было бочком пробраться мимо стоящего человека, как вдруг он наклонился, желая что-то сказать, и косматые патлы проехались по моему лицу... Помню, как я невольно вздрогнула... А мужчина с галантностью английского лорда проговорил: « Не бойтесь, мадам, это dreads». Уже в Лондоне, во время паспортного контроля, я краем глаза заметила, что у моего недавнего знакомца – ямайский паспорт...



Это было самое первое столкновение с дредами как таковыми и целой субкультурой, представители которой носят столь своеобразное «украшение». Описанная сцена произошла энное количество лет назад. Сегодня же практически любой подросток знает, что такое дреды.

При этом на вопрос о происхождении этой прически существует несколько совершенно разных вариантов ответа. Начать с того, что дреды ( от английского „dreads“ – страшный, ужасный) – это не прическа в чистом виде, а самое что ни на есть естественное состояние человеческих волос.. Если за волосам, вне зависимости от их структуры, не ухаживать, читай – не расчесывать, то они скатываются в такие «колбаски», по своему внешнему виду напоминающие войлок.

Джунгли, Горгона и храбрые кельты.

По одной из версий впервые дреды появились в джунглях Индии. Они были в большой чести у местных отшельников Саду, проводящих время в ожидании просветления.. В индийских дебрях наблюдался явный дефицит всевозможных «хед& шёлдерсов» и «понтинов –прови». В результате волосяной покров «божьих людей» совершенно естественным путем приобрел столь модную нынче структуру.

По другой версии прообразом современных дредов послужили «волосы – змеи», которые носили непокорные и непобедимые кельты. Причем если придерживаться этой версии, то становится очевидным, почему вид человека в дредах порой вызывает в нас сей первобытный, почти животный страх и желание перейти на другую сторону улицы.

Еще Цезарь и древние Римляне обратили внимание на то, сколь воинствующим нравом обладают кельтские воины. Именно Цезарь писал, что страшный боевой клич, издаваемый кельтами во время кровопролитных сражений, вкупе с необычным внешним видом – длинными лентами волос, свисающими по обе стороны лица, подавляет боевой дух противника. При этом «волосы –змеи» древних кельтов были ничем иным , как современными дредами.

Наконец, согласно третьей легенде, вернее древнегреческому мифу, омерзительная Медуза Горгона обладала такими «волосами –змеями». И вид ее был столь ужасен, что любой, посмотревший на сие чудище, мгновенно превращался в каменное изваяние...

Ямайские модники.

Однако своей реинкарнацией в современном мире дреды обязаны представителям ямайского религиозного течения Растафари. У растаманов, чернокожих выходцев из Эфиопии, преимущественно проживающих на Ямайке, дреды несли совершенно определенную смысловую нагрузку. Дело в том, что приверженцы Растафари были по большому счету выходцами из беднейших слоев «цветного» населения Ямайки. С помощью нерасчесанных, скатанных в неаппетитного вида косички, волос растаманы выражали свое несогласие активно насаждаемому на Ямайке культу европейской «белой» культуры.

Вполне возможно, что основным моментом, способствовавшим распространению моды на дреды, было именно желание чернокожих крестьян, составлявших костяк движения растафари, шокировать «белых людей». Долгие годы во всем мире, и прежде всего в странах Карибского бассейна, был распространен миф о криминальных наклонностях растаманов. Какие только ужасы не приписывали обладателям войлочных причесок... И детей-то они едят, и кровью врагов своих умываются, и черт-те чего еще..



Растаманам, попавшим в руки полиции, первым делом обстригали «патлы» с целью унизить, растоптать, сломить... Разумеется, таким поведением можно было достичь прямо противоположного эффекта.. И мода на дреды постепенно распространилась по всей планете.

Был и еще один аспект исключительно религиозного характера. Растафари – это не религия в чистом виде, скорее – адаптированное под нужды униженных и оскорбленных учение об избранном народе, населявшем некогда Эфиопию. Согласно верованию растаманов в день Страшного суда, который непременно наступит, бог Джа вытянет всех своих верных сынов к себе на небо. Каким образмом? Разумеется, за дреды. А посему, для желающих обрести бессмертие есть только один выход – обзавестись странной, но жизненно необходимой прической...

Миром правит Реггей.

Немаловажную роль в появлении тотальной популярности дредов сыграл выходец с Ямайки, король Реггей, невероятно талантливый музыкант и бунтарь, Боб Марли. Ему поклонялись, подражали, боготворили. На Ямайке Марли, рано ушедший из жизни, практически канонизирован, а его последователи по всему миру до сих пор, спустя 25 лет после его смерти, не расстаются с нерасчесанными свисающими дредами...

Шок как лекарство от скуки.

Сегодня дреды – это прежде всего удел молодых, не боящихс экспериментировать со своим внешним видом молодых людей. Это все тот же вызов «набриолиненному», приличному обществу с его тотальным стремление к повсеместному обогащению.

Говорят, обладатели дредов сознательно стремятся шокировать окружающих, и надо сказать, им это вполне удается. Это призыв хоть на некоторое время забыть о благах цивилизации, о мире, где правит реклама... Сама субкультура, подразумевающая ношение дредов,ориентирована на возвращение к истокам, к природе, ко времени, когда знаменитый вопрос Эриха Фромма «Иметь или быть»? не имел столь первостепенной важности.

Прикладная дредистика.

Это в теории. На практике обладателей дредов занимают куда более прозаичные вопросы. А именно, как ухаживать за «неземной красотой», чтобы сохранить дух «естественной неопрятности»? И, разумеется, самый главный, почти гамлетовский, вопрос: Свои или не свои дреды?



Практически все парикмахеры едины во мнении, что иметь свои, натуральные, дреды, не только непрактично, но и вредно. Волосы, находясь длительное время в спутанном состоянии, меняют свою структуру, становятся тусклыми и безжизненными. Кроме того, расчесать скатанные непомерными усилиями «колбаски» практически не представляется возможным. Единственным вариантом изменения внешнего вида является стрижка...наголо. Решение, смелое даже для убежденных бунтарей. Поэтому любителям экзотики рекомендуется приплетение искуственных «кос» к собственным волосам.



Процедура кропотливая, но зато позволяющая в любой момент без особого ущерба для здоровья изменить свой облик. Надоело шокировать почтеннейшую публику – «колбаски» долой, и на раз-два-три доморощенный растаман превращается в приличного юношу, отличника и умницу, мечту любой тещи...

Уход за дредами не представляет собой никакой особой сложности. Чтобы поддерживать «войлок» в приличном состоянии, вполне достаточно подвергать буйну головушку процедуре обычного мытья. Скажем, раз в неделю. Весьма практично – вымыл, высушил – и давай протестовать против серости и предсказуемости окружающего мира... Красота, а не дреды.

***
Пройдя таможню, попутчик обернулся ко мне, сверкнул белозубой улыбкой, и ... сам завел разговор.

- Мадам, вы так внимательно меня рассматривали. Первый раз видите дреды?
- Да нет, не первый. Но никогда близко не сталкивалась с теми, кто их носит. Это ведь протест какой-то, да?
Мужчина задумался.

- Протест? Да нет, это образ жизни. Конечно, Боб Марлей и реггей – это символы свободы, причем свободы во всем – в выборе жизненных ценностей, места жительства, друзей и знакомых.Это неприятие догм. На Ямайке носить дреды – это нормально и обыденно. Не протест, понимаете? Норма. Т.е. изначально – да. Черные боролись за свои права, против интервенции «белых». А сейчас – это норма.

Он говорил по-английски очень чисто, но с какими-то грассирующими нотами.
Словно прочитав мои мысли, новый знакомый улыбнулся.

- Моя мама с Таити. Родной язык – французский. Мама сейчас в Париже. Но я не европеец по духу. В Европе дреды – удел бунтарей. Их носят те, кто стремится выделиться, доказать всему миру, что они другие. Это своего рода вызов. В Париже дреды носят подростки. Причем в основном из бедных, «цветных» кварталов.

- А вы? Разве это не вызов? Ведь наверное устроиться на работу в приличное место, скажем, в банк, с дредами не представляется возможным?

-В банк? Знаете, везде есть свой дресс-код. Попробуйте работать в банке, нося на работу рваные джинсы и ковбойку. Вряд ли у вас получит. Даже если на голове у вас будет идеальная стрижка. Все должно быть к месту. Я фотограф. В нашей среде это принято. А костюмы – «тройки» и очки в оправе за 1500 долларов – моветон. Overdressed. Для меня дреды – это мой стиль. Не более. Не борьба за права черного меньшинства, не удар по моральным нормам. Просто стиль.

Подошло такси. Мне пора было уезжать. Человек задумчиво посмотрел на меня и подмигнул:

- Мадам, не надо бояться того, о чем вы ничего не знаете. Это внешне мы так отличаемся от вас. Но все мы –дети божьи.. Мы такие же как вы , хотя внешне - совсем другие.

Tags: вопросы и ответы
Subscribe

  • Рецензия: Анна Мосьпанов "Шелкопряд"

    Оригинал взят у annutta_12 в Рецензия: Анна Мосьпанов "Шелкопряд" Вот рецензия на книгу "Шелкопряд" Анны…

  • (no subject)

    Спасибо большое всем, ответившим на вопрос в моем вчерашнем посте по поводу "Шелкопряда". Я совсем не ожидала такого количества желающих читать и…

  • "Шелкопряд". Вопрос

    Друзья, у меня к вам вопрос по поводу несчастного "Шелкопряда". Те, кто давно меня читает, знают, что с этой книгой получилась достаточно нелепая…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Рецензия: Анна Мосьпанов "Шелкопряд"

    Оригинал взят у annutta_12 в Рецензия: Анна Мосьпанов "Шелкопряд" Вот рецензия на книгу "Шелкопряд" Анны…

  • (no subject)

    Спасибо большое всем, ответившим на вопрос в моем вчерашнем посте по поводу "Шелкопряда". Я совсем не ожидала такого количества желающих читать и…

  • "Шелкопряд". Вопрос

    Друзья, у меня к вам вопрос по поводу несчастного "Шелкопряда". Те, кто давно меня читает, знают, что с этой книгой получилась достаточно нелепая…