?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сколько стоит спаржа?

Знаете, что такое "межкультурная коммуникация"? Знаете , наверняка. Набор минимальных навыков вербального и невербального общения, которыми в идеале должен владеть каждый образованный человек, чтобы не попасть впросак, общаясь с представителями иной культуры. Почему-то считается, что сиим высоколобым искусством должны владеть только представители интеллектуальных профессий -топ-менеджеры, врачи, адвокаты. Одним словом, те, кто по роду службы регулярно встречается с иностранцами.

Так, да не так. Вот вам пример " с пылу, с жару".

-Bitte...Wieviel kostet? ( *Сколько стоит?*) Bitte...

Кто-то робко трогает меня за рукав. В магазине полно народу - завтра выходной и люди скупают все подряд. Оборачиваюсь. Передо мной стоит полная пожилая мусульманка. Голубое пальто до пят. Серый платок, покрывающий голову. На лбу и на внешней стороне ладоней - следы затейливой татуировки. Кончики пальцев -темно-ржавого цвета. Видимо хна. Впрочем, я не специалист.

Увидев, что я улыбнулась и жду вопроса, женщина показывает татуированной рукой на витрину. Там - упаковки замороженных овощей. Судя по движению руки ее интересует спаржа.

Я-то, грешным делом , решила, что она без очков не видит.


-2,99, - говорю.

Женщина беспомощно улыбается и смотрит на меня.

Достаю спаржу и подаю ей. Она смотрит на ценник очень внимательно. Не отрываясь. И выражение лица у нее в этот момент такое, словно ей приходится разбирать египетские иероглифы.

-Wieviel? - спрашивает она еще раз. Причем спрашивает настолько неуверенно, что создается впечатление, что это единственное слово, которое она может произнести.



Я зачем -то повторяю, но она мотает головой и показывает пальцы. 1? 2? 3?

До меня наконец доходит. Но не верится, не верится, что в 21-м веке человек может не только не уметь читать, но и не знать цифр. Показываю на пальцах. Она благодарно улыбается, поправляет платок и идет к кассе.

За нами наблюдает знакомая продавщица, которая раскладывает молочные продукты на соседних полках. Когда я прохожу мимо, она тихонечко шепчет:

- Она всегда с мужем ходила сюда. Или с дочерью . Ни разу её одной не видела. Всё думала, чего это они вместе ходят, как близнецы. А вчера мне коллега сказала - она в соседнем доме живет, знает эту семью - что у мужа ее инфаркт неделю назад случился. Дочка сказала. Обширный. Не знают, выживет ли. И дочь там все время сидит. А она-то, жена, видать и грамоты не знает...

-Да нет,-возражаю, - она меня даже спросила "Сколько стоит?"

-Она,- отвечает мне продавщица, - по несколько раз в день приходит. Купить что-то по мелочи. И каждый раз приходится ей на пальцах показывать , сколько. Цифр не знает. Не то что букв...

Когда я, расплатившись, вышла из магазина, она стояла на улице около выхода, и старательно пыталась пересчитать сдачу. Монетками по одному евро. Видимо сердобольные продавцы, зная её историю, сознательно выдавали ей именно такие монеты, чобы проще было разобраться.



Comments

( 88 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
amati_fi
May. 12th, 2010 06:25 pm (UTC)
Ань, а сколько их, вот таких? и не все продавцы такие понятливые ;(
и не все люди.
am1975
May. 12th, 2010 06:30 pm (UTC)
Здесь, как выясняется, очень много. Но это -крайности.

А вот сколько таких, которые просто в должной степени языком не владеют и которым помощь нужна -не перечесть. По своей работе вижу.
markot
May. 12th, 2010 06:51 pm (UTC)
Хорошо, что публика у вас там нормальная подобралась, и продавцы, в том числе.
am1975
May. 12th, 2010 06:53 pm (UTC)
Да , это конечно же не повсеместное правило. Но приятно очень.
(no subject) - markot - May. 12th, 2010 07:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - May. 12th, 2010 07:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - markot - May. 12th, 2010 07:23 pm (UTC) - Expand
diletant_xpenob
May. 12th, 2010 06:53 pm (UTC)
И ведь точно такое же может случиться в любом другом месте. В Москве, например. Но пока вокруг люди, решаемо. Мне так кажется. Все же, люди по природе в большинстве нормальные и способны сочувствовать. Ну, может быть, я просто оптимистка :)
am1975
May. 12th, 2010 06:54 pm (UTC)
Я , честно говоря, за столько лет жизни здесь, впервые столкнулась лицом к лицу с тем, что человек не знает цифр.
(no subject) - diletant_xpenob - May. 12th, 2010 07:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - May. 12th, 2010 07:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diletant_xpenob - May. 12th, 2010 07:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - May. 12th, 2010 07:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diletant_xpenob - May. 12th, 2010 07:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - May. 12th, 2010 07:53 pm (UTC) - Expand
karakol_sweeper
May. 12th, 2010 06:58 pm (UTC)
Эх, - вспоминая наше российское хамство, которое встречается везде и повсеместно.
Я был очень приятно удивлен, когда в конце 90-х в Финляндии, продавщица вышла из магазина, в котором мы не смогли купить расческу, специально для того, чтобы показать нам, в каком именно магазине неподалеку можно приобрести этот обязательный предмет туалета. Помню, что по возвращению в нашу серость конца 90-х даже депрессия была из-за этого.
am1975
May. 12th, 2010 07:10 pm (UTC)
Хамство наверное есть везде. Очень это от конкретынх людей зависит.

Но как раз нам, привыкшим к хамству в сфере обслуживания, очень приятно сталкиваться с противоположным отношением. Я когда только прихала в Германию, как-то была озадачена покупкой обычной почтовой марки. За маркой я пришла...в Deutsche Bank. Клеркам было очень весело, но они, не подав виду, вежливо объяснили мне на прекрасном английском, где находится ближайшая почта.:)

(no subject) - natalia_vesna - May. 12th, 2010 08:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - May. 12th, 2010 09:25 pm (UTC) - Expand
mikka_di
May. 12th, 2010 07:03 pm (UTC)
Главное, что окружающие (и ты, Ань, в их числе) помогли и помогают. Это значит, не все так плохо в этом мире...отсутствие грамотности, знаний и.т.д. не удивляет, а вот отсутствие сопереживания и элементарной доброты убивает...
am1975
May. 12th, 2010 07:13 pm (UTC)
Когда помогают, это всегда приятно. Человек далеко не всегда виноват в том, что он такой. И в любой момент каждый из нас может оказаться в ситуации совершенной беспомощности. И тогда очень важно, чтобы рядом оказался кто-то неравнодушный.
(no subject) - mikka_di - May. 12th, 2010 07:26 pm (UTC) - Expand
new_intell
May. 12th, 2010 07:06 pm (UTC)
Хорошо, что все-таки помогают. Безграмотность своего рода инвалидность в наше время. Даже не предполагала такого.
am1975
May. 12th, 2010 07:14 pm (UTC)
Инвалидность конечно же. Но таких, судя по информации и цифрам статистики , очень и очень много. В Германии, кстати говоря, есть специальные курсы по борьбе с безграмотностью.
avatarakali
May. 12th, 2010 07:18 pm (UTC)

фигасе...
до меня бы тоже не сразу дошло, что человек может цифр не знать...
am1975
May. 12th, 2010 07:21 pm (UTC)
Надь, до меня тоже не дошло сразу! Я ж говорю, решила сначала, что она просто без очков. А уж когда она мне пальцы начала показывать - один? два? три? -тогда скумекала. Но удивлена я была очень. Впервые вживую столкнулась.
enchantee_x
May. 12th, 2010 07:24 pm (UTC)
Господи, Ань, какие же у тебя человечные истории. Представляю себе, каково это - жить в мире, где ничего не понятно... Хотя нет, не представляю.
am1975
May. 12th, 2010 07:28 pm (UTC)
Вер, я тоже не представляю. Это пожилая женщина ( к 70-ти точно, насколько я могу судить), которая видимо всю жизнь прожила за сипной мужа. Говорит же продавщица, что они как близнецы все время вместе ходили. И вот вдруг, мгновенно все изменилось и нужно учиться жить самой.

Спасибо!
nihama
May. 12th, 2010 08:07 pm (UTC)
да, трудно представить как это не знать цифры.

а я сегодня забыла, что завтра выходной и не сходила в магазин купить все подряд. Буду завтра голодать)))
am1975
May. 12th, 2010 09:20 pm (UTC)
Я тоже вспомнила ближе к вечеру уже. Нет бы с утра все купить! Идиотка, одно слово!))
(no subject) - nihama - May. 12th, 2010 09:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - May. 12th, 2010 10:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nihama - May. 12th, 2010 10:49 pm (UTC) - Expand
kseniair
May. 12th, 2010 08:48 pm (UTC)
я как-то в Петербурге в очереди за пенсией видела безграмотную старушку, которая даже расписаться за себя не могла, и все почтовое отделение ей дружно в этом помогало... как выживают такие люди в современном мире - я не представляю.
am1975
May. 12th, 2010 09:22 pm (UTC)
Как-то выживают. Приходится. Жалко, когда не помогают.
anzhani
May. 12th, 2010 09:09 pm (UTC)
Не знать грамоты - это одно.
Но, честно говоря, с таким явлением, чтобы до трех сосчитать не могли - впервые сталкиваюсь.
Ужас!
am1975
May. 12th, 2010 09:23 pm (UTC)
Анжан, я тоже впервые вижу. Но это видимо женщина, привезённая их глухой деревни откуда-нибудь из Марокко (специалисты, если они есть в ленте, меня поправят) и никогда не покидающая в одиночестве собственной кухни.
(no subject) - nhura - May. 14th, 2010 04:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - May. 14th, 2010 04:37 pm (UTC) - Expand
xenia_27
May. 12th, 2010 09:09 pm (UTC)
ей, наверное, очень тяжело. менять капитально жизнь в таком пожилом возрасте сложно. я не представляю как бы справлялась моя бабушка, если бы оказалась в Германии с нулевым немецким.
am1975
May. 12th, 2010 09:24 pm (UTC)
Совершенно верно. Самое тяжелое- это то, что в таком возрасте приходится все начинать с нуля. Как младенец. И привыкать к самостоятельности, которой у нее видимо с юности не было.
ting_li
May. 12th, 2010 09:58 pm (UTC)
а ведь цифры-то арабские, надо же...:(
ладно еще, что народ вокруг такой доброжелательный. И ведь самое главное - желание общаться, тогда можно все препятствия преодолеть.
am1975
May. 12th, 2010 10:03 pm (UTC)
Мне показалось, что она очень стеснялась. Впрочем, немудрено...
(no subject) - nhura - May. 14th, 2010 04:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - May. 14th, 2010 04:39 pm (UTC) - Expand
girafanya
May. 12th, 2010 10:05 pm (UTC)
Думала, что в Бразилии самые безграмотные, ан нет, у вас просто шедевры!
am1975
May. 13th, 2010 08:12 am (UTC)
Ань, я думаю/, такие везде есть. Другое дело, что процент таких безграмотных среди немцев несоизмеримо меньше, чем среди приезжих мигрантов.
elenata
May. 13th, 2010 09:40 am (UTC)
Бедная женщина. Может, и хотела в свое время грамоту освоить, да муж не разрешил.
Просто ужасно, что, даже выехав на Запад, они все равно должны терпеть все эти унижения от своих мужчин, даже против своей воли, и порой расплачиваться жизнью за желание жить как все вокруг.

Тут в прошлом году был случай, когда беременную марокканку избили свои же марокканцы (в Ciudad Real), за то, что шла по улице без мусульманского платка. Выкидыш в итоге.

Вот это демократическое уважение к другим культурам, изначально прекрасное, но ныне доведенное до маразма, когда кому-то можно больше чем другим, к большому сожалению, может вылиться в подъем нездорового национализма у местных тут на западе. Уже есть звоночки, увы....
Меня просто в прошлом году в Мюнхене поразило количество бурок в центре города....Здесь женщины боролись за свои права и равноправие, и видеть такое унижение... Жуть.

Разошлась я чего то;)))
am1975
May. 13th, 2010 10:45 am (UTC)
Я думаю, что такие случаи тотальной безграмотности -это все же крайность. У нас очень много женщин с покрытыми головами ( в основном турчанки), но многие из них работают, водят машину и вполне светские дамы. Хотя критерий" работают" совершенно не отражает цивилизованность. )) Иногда лучше не работать и жить в свое удовольствие.))
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 88 comments — Leave a comment )

Profile

am1975
just_try

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com