?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О памяти и прощении

Жили-были в нашем городе мужчина и женщина. Точнее, бабушка и дедушка. Семейная пара весьма и весьма преклонного возраста. Приехали они в Германию с Украины (говорят, теперь правильно "из Украины"? Поправьте меня, ежели что не так), прожили здесь вполне счастливо лет 6, а потом бабушка умерла. А дедушка остался совсем один.Детей не нажили, родственники -только дальние и те -далеко.

Дедушка очень тяжело переживал смерть супруги, но держался. Справлялся и с готовкой, и с уборкой.Но время шло,возраст брал свое. И стало дедушке совсем тяжело. Начал он было сам уже подумывать о том, чтобы уйти в дом престарелых. Там и уход, и забота, и люди вокруг. Но дело это непростое - надо искать место, надо собрать бумаги, надо массу всего сделать.

А у дедушки того -назовем его Иван Иванович (или лучше, чтобы соблюсти историческую правду, Соломон Григорьевич)- был сосед. Точнее, соседи. Немецкая пожилая чета - назовем их Марта и Фридрих.И никогда они особо до этого не общались. Так, раскланивались при встрече, погоду иногда обсуждали (на большее у "нашего" дедушки языка не хватало), ну еще пару раз Соломон Григорьевич помог Марте поднести пакет с продуктами из магазина. Вот, собственно, и все общение.

И вот как-то поутру встречаются соседи в супермаркете за углом. И спрашивает Фридрих по -свойски, по-соседски, как, мол, у тебя, мил человек, дела? Не помочь ли чем? Наш дедуля не все конечно понял, но суть уловил и как смог, так и ответил: трудно мне одному, хочу уходить в дом престарелых. Фридрих сочувственно покивал и пошел расплачиваться за купленный кефир. На том и расстались.

А вечером в дверь к Соломону Григорьевичу позвонили. На пороге стоял сосед с супругой. Прямо на пороге, не заходя в дом, они объяснили пенсионеру, что готовы "взять над ним шефство". Дед сначала и не понял, пригласил в квартиру. Разговор затянулся на два часа. Так как с языком у старика Соломона...не того...не очень, то немцам пришлось долго подбирать слова, медленно и подробно разжевывать, о чем речь.В конце концов они поняли друг друга. Наш дедуля, тронутый до глубины души, выставил на стол банку соленых огурцов из "русского магазина" и под эти огурчки троица отпраздновала "начало новой жизни".

С тех пор Марта КАЖДЫЙ ДЕНЬ приходит к соседу, чтобы помочь приготовить еду, прибраться в маленькой квартирке, а Фридрих оказывает старику посильную "мужскую" помощь - где-чего прибить,приколотить, примус починить.Живут душа в душу. Уже второй год. Дедуля наш не нарадуется.Соседи его даже с друзьями познакомили, которые к ним в бридж играть приходят. Дед теперь свой человек в этом доме.

Дед Соломон -фронтовик. Ушел на войну мальчишкой, все лихолетье пережил на марше, в пехоте. Фридрих не воевал, но оба его брата прошли войну. Один погиб под Сталинградом. Второй - уже после войны, будучи военнопленным,сгинул где-то в бескрайней Сибири. Иногда вечерами дед Соломон достает практически истлевшие, сложенные треугольниками письма, которые писал будущей жене и старые пожелтевшие фотографии: пилотка, гимнастерка, горящие глаза. Фридрих сидит рядом, в который раз с интересом рассматривает.Пару раз приносил фотографии своих погибших братьев и их военные письма. Разговаривать особо не получается - у старого Соломона не хватает языка, но особой потребности в этом и нет. И так все ясно.




Этого деда я знаю лично. Я столкнулась с ним по работе - он позвонил с вопросом, мы долго беседовали , а потом он возьми и расскажи мне свою историю. Только очень просил ни в коем случае не упоминать ни его имени, ни имени соседей, если я буду кому-то рассказывать.Стесняется. Чего уж -не знаю. Но слово держу.

К чему я все это? Меня регулярно спрашивают о том, КАК я могу жить в Германии, после того как... ну дальше вы сами знаете. Первое время я подробно и муторно объясняла, как и почему я могу жить здесь, что и как здесь делается для того, чтобы ЭТО не повторилось,защищалась от нападок, снова объясняла. Потом надоело.Я МОГУ жить здесь. Прошлое уже не изменить, о нем надо помнить и знать, чтобы ЭТО никогда не вернулось, но живет человек настоящим.

А в настоящем есть дед Соломон, у которого каждый день - теплый и сытный обед, заботливо приготовленный Мартой, и утюг, который больше не барахлит. Его починил Фридрих.


****

Когда-то давно писала уже на эту тему: http://am1975.livejournal.com/2008/05/09/

Простите, если повторяюсь.

Comments

( 118 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
lana_nz
Apr. 16th, 2009 12:13 am (UTC)
Сижу и реву, и сама не знаю, почему...
am1975
Apr. 16th, 2009 12:26 am (UTC)
Реветь не надо, Светочка.

Это же очень добрая, светлая история.

Хотя я, когда слушала, тоже была близка... ))
(no subject) - lana_nz - Apr. 16th, 2009 12:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Apr. 16th, 2009 06:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - lana_nz - Apr. 16th, 2009 07:17 am (UTC) - Expand
karial
Apr. 16th, 2009 12:17 am (UTC)
молодцы соседи!
хорошая, добрая история
am1975
Apr. 16th, 2009 12:25 am (UTC)
Молодцы -не то слово!
remarka
Apr. 16th, 2009 12:28 am (UTC)
Спасибо за историю.
am1975
Apr. 16th, 2009 06:55 am (UTC)
Вам спасибо.Рада, что понравилось.
strsofia
Apr. 16th, 2009 12:41 am (UTC)
Замечательная история... Ее бы детям в школе рассказываться, чтобы не вырастало потом очередное поколение ксенофобов и других народов ненавистцев... А здесь, в РФ, только и есть, что пропаганда того, какие мы хорошие и какие все остальные плохие. Завуалированно, конечно, с реверансами, но смысл даже до самого что ни на есть быдла доходит.
А Вы - молодец. Спасибо.
am1975
Apr. 16th, 2009 06:58 am (UTC)
Ну ксенофобов здесь тоже хватает. Другое дело, что дискриминация по национальному признаку, мягко говоря , не приветствуется.

А в целом конечно такие истории -живой пример того, как надо обращаться с памятью.
Спасибо.
lightik
Apr. 16th, 2009 12:55 am (UTC)
Насчет как жить в Германии после того как - они сами по-разному относятся к етому...
Я была в комадировке в германии в маленьком промышленном городке 5 лет назад, недалеко от границы с Голландией. Там жила в маленькой гостинице, такой, которую держит обычно пожилая семья, и они со всеми постояльцами охотно общаются. Со мной тоже охотно разговаривали за ужином (на английском, кто знал его), рассказывали, что и как они сделали в етом домике-гостинице, какие цветы посадили, как цвет крыши выбирали. Потом хозяйка наконец спросила, мол, откуда, и я, после попыток сказать Беларусь или попыток вспомнить/догадаться как же будет по-немецки белый, чтобы сказать белоруссия, я наконец, как обычно, просто сказала, что из России. Хозяка изменилась в лице, ойкнула, извинилась и убежала, и больше никогда ко мне не подходила поговорить, хотя по делу держалась максимально корректно. Поколение ее детей (лет 35-40) тем не менее продолжало нормально общаться со мной все оставшееся время.
Сейчас не могу вспомнить название городка, ето недалеко от дюссельдорфа, там немецкое отделение Baxter.
Так что у них тоже могут быть свои претензии к той войне, даже если мне тогда ето казалось очень странным, и сильно взбесило, с точки зрения, мол, вы ету войну начали, а теперь у вас еще претензии и нелюбовь к тем, кто вам в ответ хорошую взбучку дал. То есть я понимаю, что скорее всего советские солдаты с мирным немецким населением не особо церемонились, но вот как бы после 4х лет войны на территоррии ссср было бы странно ожидать от них корректного поведения, и тем более через 50 лет после етого иметь неприязнь к их потомкам или даже внукам.
lightik
Apr. 16th, 2009 01:06 am (UTC)
Вспомнила, спасибо гуглу :)
Halle-Westfalen, between Osnabruck and Bielefeld
(no subject) - am1975 - Apr. 16th, 2009 07:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Apr. 16th, 2009 07:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - troyakrieg - Apr. 16th, 2009 08:44 am (UTC) - Expand
shnupy
Apr. 16th, 2009 01:53 am (UTC)
спасибо! аж заныло в груди... слезы навернулись... пусть здравствуют и дед Соломон, и Марта, и Фридрих...
am1975
Apr. 16th, 2009 07:07 am (UTC)
У меня такая же реакция первоначально была.

Спасибо вам.
annaleonidovna
Apr. 16th, 2009 02:43 am (UTC)
Спасибо. Нет слов.
am1975
Apr. 16th, 2009 07:08 am (UTC)
Ань, я рада, что понравилось.
annaleonidovna
Apr. 16th, 2009 02:58 am (UTC)
А! хотела сказать! Плохими были не немцы, а фашисты, а это совсем разные вещи.
am1975
Apr. 16th, 2009 07:09 am (UTC)
Вот эту бы фразу как-нибудь в головы некоторых особо одаренных индивидуумов вколотить - и было бы счастье!
aloksa
Apr. 16th, 2009 03:01 am (UTC)
Каждая Ваша история - сродни Рождественской сказке. Учитывая, что за моим окном сейчас идет снег, у меня почти новогоднее настроение. Спасибо!
am1975
Apr. 16th, 2009 07:11 am (UTC)
Да что вы! Это как раз самая что ни на есть проза жизни. Просто не могла не рассказать.

Новогоднее настроение -это всегда хорошо.
i_stargazer
Apr. 16th, 2009 03:26 am (UTC)
Есть же на свете хорошие люди :)
am1975
Apr. 16th, 2009 07:12 am (UTC)
Есть, разумеется. И их намного больше, чем уродов.

Какой-то я идеалист, право слово!)
nelublukepkin
Apr. 16th, 2009 04:22 am (UTC)
это история о хороших людях и сострадании. мне кажется, если бы на месте соломона генриховича был любой другой, ничего не изменилось бы.
когда-то жена работала в немецкой фирме. шеф ходил и кричал: шевелитесь, русские свиньи! уверен, он никогда не помог бы никому...
am1975
Apr. 16th, 2009 07:14 am (UTC)
Боже, это где такое было?! Я просто на минуточку представила себе, что бы было здесь с начальником, который вякнул бы на кого -нибудь "русские свиньи" или "турецкие выродки" или что-то похожее. Подозреваю, что остаток своей жизни он бы работал на оплату услуг своего адвоката.

Это я утрирую конечно слегка, но по сути такие вещи - из ряда вон.

В остальном конечно вы правы. Дело в человеческом отношении и сострадании.
(no subject) - nelublukepkin - Apr. 16th, 2009 07:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Apr. 16th, 2009 08:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - nelublukepkin - Apr. 16th, 2009 08:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Apr. 16th, 2009 09:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - sirann - May. 8th, 2009 09:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - May. 8th, 2009 09:37 pm (UTC) - Expand
lagoonca
Apr. 16th, 2009 04:22 am (UTC)
я полностью согласна, историю нужно помнить, но жить надо только настоящим.. хорошо, что такие люди хорошие повстречались этому замечательному деду Соломону:)
am1975
Apr. 16th, 2009 07:14 am (UTC)
Не то слово! Мне эта история тоже кажется очень светлой, позитивной.
(no subject) - silverfernnz - Apr. 16th, 2009 07:53 am (UTC) - Expand
estreiiita
Apr. 16th, 2009 05:25 am (UTC)
Как ни странно, у меня самой, по крайней мере раньше, было настороженное отношение к немцам именно из-за войны. Т.е. я предполагала, что выйду замуж за иностранца - но только не за немца - они не рассматривались ни на каком этапе! Хотя моя семья, возможно, пострадала по минимуму - все, кто воевал, с войны вернулись.
Я часто задумываюсь, не более ли человеческое лицо у жителей Европы, чем у жителей России? В России такая бескорыстная помощь малознакомому соседу, да ещё со стороны пенсионеров (практически все из которых подрабатывают, на пенсию не прожить) маловероятна.
am1975
Apr. 16th, 2009 07:40 am (UTC)
Я думаю, что в России тоже очень много замечательных , отзывчивых людей. Особенно в глубинке. Другое дело, что жизнь намного тяжелее, чем здесь, на Западе -отсюда ожесточение, зависть, корысть, и прочие прелести.
toykalux
Apr. 16th, 2009 06:09 am (UTC)
За душу взяла как всегда, Ань.

Ты знаешь, я когда в Германию уезжала 8,5 лет назад, то спросила мнение своего деда-фронтовика, прошедшего всю войны и до Берлина пешком дошедшего, так он сказал: "Езжай, у них есть чему поучиться, а за войну и они, и их дету уже заплатили." С тем и уехала.
am1975
Apr. 16th, 2009 07:50 am (UTC)
Дед твой золотые слова сказал, Танюш. За ту войну все заплатили сполна.
(Deleted comment)
am1975
Apr. 16th, 2009 07:51 am (UTC)
Рада , что история понравилась
(Deleted comment)
(no subject) - am1975 - Apr. 16th, 2009 08:18 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - am1975 - Apr. 16th, 2009 09:00 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - am1975 - Apr. 16th, 2009 09:18 am (UTC) - Expand
vovapub
Apr. 16th, 2009 06:42 am (UTC)
"Меня регулярно спрашивают о том, КАК я могу жить в Германии, после того как... ну дальше вы сами знаете. " -
а кто это спрашивает? Кому то нужно давать отчет в этой жизни?

vanilla1sky
Apr. 16th, 2009 07:19 am (UTC)
vsem evrejskim rodstvennikam ne zhivuwim v Germanii

ne v smysle nuzhno, a v smysle rodstvenniki jetogo hotjat
(no subject) - vovapub - Apr. 16th, 2009 07:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - vanilla1sky - Apr. 16th, 2009 07:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - vovapub - Apr. 16th, 2009 07:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - vanilla1sky - Apr. 16th, 2009 07:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - vovapub - Apr. 16th, 2009 07:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - vanilla1sky - Apr. 16th, 2009 07:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - vovapub - Apr. 16th, 2009 07:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - vanilla1sky - Apr. 16th, 2009 08:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Apr. 16th, 2009 08:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - vovapub - Apr. 16th, 2009 08:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Apr. 16th, 2009 07:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - vovapub - Apr. 16th, 2009 08:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Apr. 16th, 2009 09:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Apr. 16th, 2009 07:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - vanilla1sky - Apr. 16th, 2009 08:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Apr. 16th, 2009 08:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - vanilla1sky - Apr. 16th, 2009 08:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Apr. 16th, 2009 09:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - vanilla1sky - Apr. 16th, 2009 09:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Apr. 16th, 2009 09:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Apr. 16th, 2009 07:52 am (UTC) - Expand
yaniky
Apr. 16th, 2009 06:47 am (UTC)
когда читаешь такие истории начинаешь понимать, что разница в менталитете и воспитании что ли....очень серьезная между разными народами....
не хватает нам чего-то.....не стали бы у нас вот так просто помогать....сначала бы дом, наверное, отписать попросили бы
am1975
Apr. 16th, 2009 07:55 am (UTC)
Ну не все же наверное? Очень грустно думать о том, что в России сейчас все измеряется только корыстными мотивами.

Я не знаю, насколько эта история типична для Германии. За все годы жизни здесь впервые слышу о таком.Поэтому спешу немедленно поделиться)
(no subject) - frau_lu - May. 31st, 2010 06:58 pm (UTC) - Expand
vanilla1sky
Apr. 16th, 2009 07:15 am (UTC)
Rasskazhu segodnja H.interesna ego reakcija. menja so svoej mamoj on poznakomit' ne mozhet.ona postradala ot russkih v vojnu i znat' menja ne hochet. byvaet i tak :)
am1975
Apr. 16th, 2009 07:56 am (UTC)
Ань, расскажи потом пожалуйста, если не секрет, о реакции.

Неужели его мать действительно настолько тебя не признает, что даже ради сына не хочет пойти на контакт? Бред какой..
(no subject) - vanilla1sky - Apr. 16th, 2009 08:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - troyakrieg - Apr. 16th, 2009 08:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - vanilla1sky - Apr. 16th, 2009 09:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - troyakrieg - Apr. 16th, 2009 09:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - vanilla1sky - Apr. 16th, 2009 09:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Apr. 16th, 2009 09:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Apr. 16th, 2009 08:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - vanilla1sky - Apr. 16th, 2009 08:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Apr. 16th, 2009 09:07 am (UTC) - Expand
silverfernnz
Apr. 16th, 2009 07:51 am (UTC)
Большое вам спасибо за эту историю. Я вас недавно стала читать, пойдя по линку конкурса "Другая жизнь". Вот прямо здесь и представлюсь. Меня зовут Лена, я 5 лет прожила в Германии, сейчас живу в Новой Зеландии. Очень часто я сталкивалась именно с таким отношением людей, мол, как можно после всего этого жить в Германии... Мой собственный муж презирает людей, выбравших для себя эту страну. :(
Между прочим, обнаружила общих с вами друзей - lana_nz, lagoonca, eva_forever, так что очень удивительно, что я вас раньше не читала.
am1975
Apr. 16th, 2009 08:01 am (UTC)
Здравствуйте, Лена. Очень приятно познакомиться. Мир ЖЖ хоть и огромен, но в то же время достаточно тесен, так что неудивительно, что у нас с вами общие друзья, коль уж вы живете в Новой Зеландии, а меня просто привлекает эта страна:)

Надеюсь, вам у меня понравится. Сама я "друг" некудышный, так как в основном пишу. Читаю френдленту регулярно, но на комментарии времени не остается.
(no subject) - silverfernnz - Apr. 16th, 2009 08:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Apr. 16th, 2009 08:58 am (UTC) - Expand
natalia_vesna
Apr. 16th, 2009 08:01 am (UTC)
какая хорошая история :)
и какие хорошие люди...
am1975
Apr. 16th, 2009 08:35 am (UTC)
Да, деду невероятно повезло.
anita_marini
Apr. 16th, 2009 08:03 am (UTC)
есть же добрые люди!
такая прекрасная история!
спасибо, что поделились!!
am1975
Apr. 16th, 2009 08:49 am (UTC)
Спасибо вам за добрые слова.
ts_retel_li
Apr. 16th, 2009 08:12 am (UTC)
У Эрих Марии Ремарк "Время жить и время умирать" есть размышления от лица обыкновенных рядовых о войне и непонимание кому это надо было и есть ли между русскими и немцами разница.

Всё от людей зависит, а не от национальности.
am1975
Apr. 16th, 2009 08:50 am (UTC)
Безумно люблю Ремарка. В юности зачитывала до дыр.

Вы правы совершенно.
(no subject) - ts_retel_li - Apr. 16th, 2009 08:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Apr. 16th, 2009 09:06 am (UTC) - Expand
aniti
Apr. 16th, 2009 09:00 am (UTC)
Тронуло, спасибо
am1975
Apr. 16th, 2009 09:08 am (UTC)
Спасибо вам. Мне очень приятно.
airdale_terrier
Apr. 16th, 2009 09:40 am (UTC)
большое-большое спасибо за эту историю!
am1975
Apr. 16th, 2009 09:43 am (UTC)
Спасибо вам!

Мне очень хотелось рассказать об этом.
smilla_sne
Apr. 16th, 2009 09:43 am (UTC)
Правильно - "из Украины":)

А почему тебя спрашивают "КАК я могу жить в Германии, после того как..." Они имеют ввиду ВОВ, что ли ??
am1975
Apr. 16th, 2009 09:44 am (UTC)
Конечно ВОВ. Что же еще?))

Да. Я уже поняла, что из Украины.
(no subject) - smilla_sne - Apr. 16th, 2009 09:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Apr. 16th, 2009 09:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - smilla_sne - Apr. 16th, 2009 09:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - lviktoriya - Apr. 16th, 2009 02:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Apr. 16th, 2009 04:19 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 118 comments — Leave a comment )

Profile

am1975
just_try

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com