?

Log in

Previous Entry | Next Entry

В Вуппертале, в Von der Heydt-Museum проходит очень достойная выставка Degas & Rodin. Giganten der Moderne. Это первая выставка, на которой работы двух великих мастеров представлены в одной экспозиции.

На первый взгляд у них очень мало общего. Дега был прежде всего художник, график.  Его пластические работы создавались "походя" и не воспринимались им самим как нечто серьёзное.  Роден был прежде всего скульптором, его художественные работы, в свою очередь,  были  скорее хобби.  Казалось бы, никаких точек пересечения.


Хотя они хорошо знали друг друга, восхищались работами друг друга, ценили общение. Известно,  что впервые Роден и Дега увиделись в 1894 году во время обеда в доме Клода Моне. Также известно, что они регулярно пересекались в 1895 году в салоне композитора Эрнеста Шоссона (Ernest Chausson), где также бывали  Моне и Ренуар, композитор Эрик Сати и лауреат Нобелевской премии по литературе Андре Жид.

Существует письмо Дега к Родену, датированное 1895 годом, где Дега благодарит скульптора за то, что тот ему "сосватал" возможную покупательницу. С коммерческой точки зрения они совсем не были конкурентами, скорее добрыми приятелями, искренне восхищавшимися творчеством друг друга.

При этом на выставке можно увидеть не только знаменитых балерин Дега (один из излюбленных мотивов художника) но и его малоизвестные пластические работы.  Серию статуэток  "Танцовщицы".  Женские фигуры, запечатленные в движении согласно репертуару классического балета. Здесь и Pas de deux,  и arabesque...


Особое внимание уделено на выставке бюсту Родена "Мужчина с разбитым носом". Моделью для этого бюста послужил натурщик, фигурировавший под именем Биби. Биби происходил из простолюдин и был известен тем, что имел сломанный сильно изуродованный нос, который плохо сросся.

Считается, что изображение человека с видимым изъяном было вызовом Родена современному обществу,  его желанием обратить внимание на жизнь простых рабочих.

***

Роден и Дега ушли из жизни в один и тот же год (1917), практически один за другим.  Несмотря на, казалось бы, разные интересы,     и Дега, и Родена интересовало прежде всего движение. Возможность передать динамику  с помощью "застывшей" формы - у одного на холсте, у другого- в камне.


Связано это было с тем, что и Роден, и Дега страдали глазными болезнями, боялись к концу жизни ослепнуть и учились " воссоздавать увиденное по памяти ", чтобы иметь возможность заниматься искусством и после того, как здоровье откажет.

Роден использовал необычный метод "работы с натуры". Мужские и женские модели не должны были часами сидеть неподвижно в одной и той же позе, а могли свободно передвигаться по ателье. Задача скульптора была именно " поймать движение в меняющемся свете". Именно это и приблизило Родена к импрессинистам.

Мало кто знает, что у Родена и Дега была ещё одна общая страсть - лошади. Дега был завсегдатаем ипподрома, и регулярно делал карандашные зарисовки с натуры, поражающие своей анатомической точностью, а Роден создал целую серию картин, на которых лошади были изображены на фоне исторических памятников..  

Ну и никак нельзя обойти вниманием серию акт -набросков Дега и Родена, которым отведен отдельный зал. Резкие, откровенные, провоцирующие. Сегодня их могли бы наверное назвать "18+". Но очень живые, показывающие естественные женские и мужские тела без прикрас.

Posts from This Journal by “арт-маньяк” Tag

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
an_kl
Jan. 4th, 2017 08:58 pm (UTC)

Спасибо, не слышала об этой выставке. Обязательно съездим

am1975
Jan. 4th, 2017 08:59 pm (UTC)
Не за что. Она не очень большая, но весьма достойная именно необычным взглядом. Я, к стыду своему, вообще не знала, что Дега создавал и скульптурные миниатюры .
laona
Jan. 4th, 2017 09:39 pm (UTC)
Ух ты, как интересно! Было бы поближе к нам, я бы съездила:)) А у нас сейчас испанцы - Эль Греко, Веласкес и т.д., но Роден и Дега мне ближе как-то:))
am1975
Jan. 4th, 2017 09:41 pm (UTC)
Эль Греко для меня мрачноват :) ( Позволю себе такую пошлость:)) . Но все равно сходила бы. И у ЭльГреко и у Веласкеса очень кровожадно все.

А я вот такое вот нежное все люблю -Ренуар, Дега...
laona
Jan. 5th, 2017 10:48 am (UTC)
Для меня испанцы тоже мрачноваты, Эль Греко мне с эстетической стороны нравится, но в целом испанская живопись не мое. Хотя на выставке я много интересного узнала

А вот французы - да:))
am1975
Jan. 5th, 2017 07:22 pm (UTC)
Французы - то, что надо. Я вообще люблю пастель как состояние . И на картинах в том числе:)
uhu_uhu
Jan. 5th, 2017 08:01 am (UTC)
Анечка, спасибо большое за культпросвет!:) Хоть виртуально к искусству прикоснуться. А то в нашей глуши я совсем от него оторвана. А ездить в ближайшие культурные центры работа не позволяет.

Извини, что влезаю со своими уточнениями, но промолчать не могу. :) В классическом балете есть ПОЗИЦИИ ног и рук. Арабеск - это ПОЗА. Кстати, очень бы мне хотелось посмотреть на скульптурные балетные позы. Если они переданы художниками точно, то было бы очень важно показывать их изображения в балетном классе при их изучении. Тогда дети бы приобщались сразу к нескольким видам искусства. А рas de deux - это не поза, а танец для двоих, т.е. дуэт. Pas de deux есть в любом классическом балете.
Вот, например, дуэт из Лебединого озера в исполнении Марго Фонтейн и Рудольфа Нуриева:


am1975
Jan. 5th, 2017 08:16 am (UTC)
Рина, спасибо большое за уточнения. Так как количество л дней, которые действительно ют подобные посты, а не пролистывают, обычно не очень большое, то хорошо , что эти уточнения есть.

Про Pas de deux я знаю . Меня поэтому и смутила небольшая одиночная скульптура, под которой была подпись pas de deux. Хотя скорее всего я все же невнимательно смотрела.:)

Edited at 2017-01-05 08:17 am (UTC)
aeleeta_a
Jan. 5th, 2017 08:37 am (UTC)
Спасибо, что рассказали.
Я вот не знала, что Роден с натурой в движении работал, ужасно интересно! Это и сейчас, прямо скажем, не типично, а уж тогда и вовсе, полагаю, было очень авангардно в плане метода. И очень круто, конечно, тут уровень у мастера должен быть соответствующий, скульптор (да и художник, в смысле не 3, а 2D :))) ) "так себе середнячок" сугубо технически с такой сложной задачей не справится, имхо. Я, конечно, не эксперт, а мелкий любитель, но хотя бы как это бывает: рисовать и лепить, - знаю, потому ярко представила :)
am1975
Jan. 5th, 2017 07:21 pm (UTC)
Да, у Родена что в скульптурах, что на картинах фигуры совершенно живые, летящие.
annutta_12
Jan. 5th, 2017 09:40 pm (UTC)
Очень красиво написано! Не смогу попасть, но хорошо представила себе! У нас в Бремене выставка Либермана, тоже запечатлено движение.
am1975
Jan. 5th, 2017 09:42 pm (UTC)
Спасибо, Аня!

Я очень люблю Либермана именно за "живость восприятия"
( 12 comments — Leave a comment )