?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я часто и много пишу в этом блоге о социальной сфере. О фондах, о программах помощи, о стариках и о детях. Пишу наверное потому, что мне это важно и меня это интересует. Периодически меня спрашивают о каких-то аспектах, связанных с волонтерством, с вопросами социального обеспечения, о юридической подоплеке оформления того или иного социального статуса. Сегодня девушка-читательница задала вопрос о том, как ей поступить с волонтерской программой, которую она нашла. Так как за последнее время это третий вопрос подобного рода, я отвечу здесь.

Письмо и ответ к нему публикую, разумеется, с согласия читательницы.

vol

Анна, добрый день.

Недавно мы беседовали с Вами о волонтерстве в Германии, Вы присылали мне ссылки на ресурсы.
Я нашла один проект, как Вы и писали, работа со стариками, это частный дом престарелых в Тироле. Работа, как я для себя поняла, на 50% из физ. ухода и на 50% всякие развлечения, сопровождения к врачу, прогулки и тп. И я все я раздумьях, стоит мне подавать заявку на этот проект или нет.
Как понять, смогу ли я работать со стариками? У меня такого опыта никогда не было. В целом я хорошо отношусь к пожилым, и они меня тоже любят, что-нибудь рассказать, спросить, как мне кажется, я вызываю у них доверие. Ну я общительный человек, и люди мне интересны.
Вы не раз писали, что в Германии имели разную работу, в тч не самую престижную, и со стариками тоже работали. Если возможно, расскажите, какими качествами должен обладать человек, чтобы справиться с такой работой?

С уважением, Н.


Здравствуйте!

Смотрите, я наверное выскажу непопулярное мнение, но мне кажется, что такая работа полезна абсолютно всем - вне зависимости от профессии и первоначального опыта. Просто для того, чтобы почувствовать на своей шкуре, каково это- быть по другую сторону, быть старым и больным, быть зависимым от кого-то, не иметь возможности самому позаботиться о себе. Чтобы увидеть это своими глазами, осознать, и познать в том числе свои собственные границы.

У меня есть удивительный пример ребенка, молодого человека, точнее, изменившегося на глазах. Мальчик был трудным подростком в классическом смысле. Родители развелись, он достаточно тяжело переживал переходный возраст, его не раз выгоняли из школы, он убегал куда-то, периодически его забирали из каких-то баров, с чужих квартир, он выпивал... В общем было тяжело и совершенно непонятно, чем все кончится. Кончиться могло как угодно. И наркотой, и тюрьмой, и черт -те чем.

В 18 лет его отправили на год в соседнюю европейскую страну - работать с больными детьми и взрослыми с синдромом Дауна. Там были ребята со всего мира, этого же возраста, после окончания школы, которые жили по одному в группах из трех-четырех больных, сопровождали их на прогулку, ухаживали за ними, развлекали. Все это совершенно бесплатно. Еще и заплатить пришлось за участие в программе. Через год парень захотел продлить контракт еще на 12 месяцев. Когда он приезжал оттуда в Германию в отпуск, мы его не узнавали. Из неуправляемого, колючего подростка с непонятными перспективами он превратился во взрослого, зрелого человека, четко знающего, чего хочет в жизни и куда дальше двигаться.

Он вернулся оттуда в восторге. Считает то лучшим временем в своей жизни и самым правильным решением, принятым в свое время его родителями. В настоящий момент учится - получает медицинскую специальность.

Vol1

Это такое долгое отступление к тому, что повредить такая работа никак не может. Другое дело, если Вы очень брезгливы, нетерпимы, не любите "телесный контакт" с чужими людьми.

Старики пахнут. Все, даже самые ухоженые. Пахнет изо рта, пахнет кожа. У многих недержание, а это означает постоянную смену белья, специальные прокладки и прочее. В домах престарелых много людей после операций, много больных с последствиями онкологии, соответственно, есть какие -то раны, есть еще какие-то медицинские проблемы. Отдельно следует сказать о старческом слабоумии. Это ОЧЕНЬ тяжело. Общение с такими стариками требует выдержки, бесконечного терпения и некоего самоотрешения, что ли.

Плюс - банальный уход. Вынести утку, обтереть тело... Насколько Вы к этому готовы, сможете сказать только Вы.

Я бы наверное рассматривала это таким образом. Нет ли у меня непреодолимого чувства брезгливости? Могу ли я сострадать и сопереживать - не родным и близким, а совершенно чужому человеку? Не будет ли меня это раздражать ? И - немаловажный вопрос- умею ли я абстрагироваться, отключаться от работы? Не переносить на себя все проблемы и страдания своих подопечных? Умею ли я в какой-то момент провести черту между собой и теми, за кем я ухаживаю? Смогу ли я вечером вернуться домой и спокойно уснуть без кошмаров ?

И еще... Грустно об этом говорить, но старики уходят. И это больно, когда вчера еще ты ухаживал за очаровательной старушкой в седых букольках, а сегодня пришел на работу и увидел в фойе сотрудников похоронного бюро. Это больно и это иногда наводит на мысли о бессмысленности подобной работы. Но это не так. Подобная работа дает сотруднику едва ли не больше чем тому, кого он обслуживает.

И если Вы мечтаете пожить за границей, то лучшего варианта погружения в среду, чем волонтерство, и придумать нельзя. А насчет смысла жизни... Уж в чем-в чем, а в помощи ближнему несоизмеримо больше смысла, чем в протирании штанов в каком-нибудь офисе. Вы реально будете видеть отдачу. А это самое главное. Там благодарность осязаема, ее буквально можно потрогать руками. И это окрыляет. Старики искренни и благодарны любой помощи. Да, и самое главное. Там все очень просто. Никаких биномов Ньютона, никаких двойных и тройных смыслов. Набор механических действий , вызывающих моментальную отдачу.

Но это трудно.

Одним словом, если Вы для самой себя решите, что Вы справитесь и ни один из заданных мной вопросов не вызовет у Вас откровенного отторжения, то я бы пробовала. Это совершенно бесценный жизненный опыт. Уникальный.

Comments

( 30 comments — Leave a comment )
idollisimo
Mar. 18th, 2015 05:14 pm (UTC)
Я бы не смог.

Знаю лично одного немца, который ушёл из этой сферы, совершенно не жалеет об этом в финансовом плане, но очень жалеет в плане, как он говорит, личного роста и осознания собственной нужности. Ему нравилось работать с больными и даже с преступниками (он одно время работал соцработником в тюрьмах).

А я бы не смог.
am1975
Mar. 18th, 2015 05:17 pm (UTC)
Алик, я про это и говорю. Далеко не все смогут. И это действительно очень тяжело в плане преодоления себя. В плане общения с самим собой. И в плане самоотдачи. Но те, кто могут - счастливые люди.

Спасибо за честность.
(no subject) - idollisimo - Mar. 18th, 2015 05:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Mar. 18th, 2015 05:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - idollisimo - Mar. 18th, 2015 06:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Mar. 18th, 2015 06:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deutschevita - Mar. 18th, 2015 07:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Mar. 18th, 2015 07:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deutschevita - Mar. 18th, 2015 08:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Mar. 18th, 2015 09:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - idollisimo - Mar. 18th, 2015 08:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Mar. 18th, 2015 08:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - idollisimo - Mar. 18th, 2015 08:04 pm (UTC) - Expand
daniel_grishin
Mar. 18th, 2015 06:08 pm (UTC)
я тоже не смог бы. Особенно с нарушениями в голове. Я за рулем-то с этим мириться не могу
am1975
Mar. 18th, 2015 06:13 pm (UTC)
О том и речь. Это далеко не для каждого.

Хотя в том же волонтерстве сотни вариантов. Можно с детьми работать, можно с мигрантами, можно животным помогать. Всякое же есть. В целом от любого практически волонтерства как мне кажется очень большая отдача.
v_strannik
Mar. 18th, 2015 06:10 pm (UTC)
Аня, мне тоже в свое время немного пришлось поработать в нашем городском евангелическом приюте-ночлежке, куда самые разные люди приходили - и наркоманы, и алкоголики и просто те, кто потерялись в этой жизни,и очень приличные люди бывали. Не все они являли собой такое уж эстетичное зрелище, честно говоря. Но это бесценный жизненный опыт, ия очень благодарна судьбе за него.
И, кроме того, начинаешь очень ценить простые вещи - дом, семью, друзей...
am1975
Mar. 18th, 2015 06:15 pm (UTC)
Вот , Оль, я как-то не обратила внимание в своем ответе на этот аспект, а он очень важен. Именно что начинаешь ценить простые вещи, то, что кажется естественным и то, что кажется будет у тебя всегда. Твой дом, твои друзья, здоровье, некое условное благосостояние. А это все может исчезнуть в любой момент. Особенно здоровье. Опыт этот бесценен, на мой взгляд.
o_l_g_a_r_i
Mar. 18th, 2015 06:15 pm (UTC)
Я еще думаю это для языка хорошо - ну, если только приехал в страну, а пообщаться не с кем. Читала как-то в сети рассказ одной студентки, которая училась у нас в универе и не знала с кем ей можно "потренироваться" в плане языка - в итоге нашла одного бомжа в парке, с которым она подружилась - приносила ему пиво и он болтал с ней часами))). Старики - они очень поболтать любят!!! Просто супер для наговаривания речи! Моя невестка вот тоже сначала плохо очень говорила, потом ей посоветовали пойти в магазин секондхенда, от Красного Креста, там как раз бабульки разные продавщицами работают(волонтерство). Как быстро она заговорила!!! Пошла из-за языка - так сказать из-за корыстных целей))), а сейчас уже давно работает на нормальной работе и на полную ставку, но в магазине иногда по выходным помогает - втянулась и не может их бросить, хотя и копейки за это не получает... Хорошо, что не все можно измерить деньгами)))...
am1975
Mar. 18th, 2015 06:18 pm (UTC)
Оля, для языка, для понимания местных реалий, для того, чтобы влиться в среду и просто для ощущения собственной нужности это идеальные варианты. И действительно можно найти что-то для души - в том же Красном Кресте вещи старые перебирать и упаковывать, раз в неделю в детском приюте еду раздавать или с детишками играть, стариков на прогулку сопровождать. Вариантов сотни. Но это именно для души. Тот, кто ожидает от волонтерства некоей материальной прибыли, наверное не очень понимает саму суть это явления.
o_l_g_a_r_i
Mar. 18th, 2015 06:21 pm (UTC)
п.с. забыла еще написать - когда мы были в Италии, то я тоже хотела найти какое-нить место, где с бомжами или наркоманами работают, чтобы язык подтянуть, но не получилось - слишком маленькие города были поблизости, увы(((

п.п.с. Анечка, у меня морской круиз переигался, в этот раз, может мы на следующий год поедем в речной. Мы вместо этого купили снова морской, очень классный корабль, я уже заранее знаю, что нам понравится, но он еще хуже речных в плане детских развлечений - на этих кораблях(Oceania Riviera) вообще детей нет(((...
am1975
Mar. 18th, 2015 06:56 pm (UTC)
Оль, я как раз поэтому и подумала, что круизы ( во всяком случае такого рода) - это пока не для нас. :) Я про эти корабли читала ( тольок хорошее). Но это не детские развлечения. Так что ждем пока:)
(no subject) - o_l_g_a_r_i - Mar. 18th, 2015 07:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - am1975 - Mar. 18th, 2015 08:01 pm (UTC) - Expand
realterego
Mar. 19th, 2015 11:56 pm (UTC)
возможно, не по адресу, но у меня другой вопрос: есть человек с опытом работы нянечкой в больнице. есть ли возможность где найти вакансии в Германии предпочтительно с русскогорящими клиентами?.. так как с языками туго. (это моя мама, если что.)
может, есть какие-то сайты? ну так, навскидку. гуглить не надо.
am1975
Mar. 20th, 2015 12:11 am (UTC)
Дина, мама с гражданством прибалтийским, если я правильно помню? Абсолютно любое бюро по уходу за стариками с радостью возьмет женщину из Прибалтики. У нас их очень много работает. Ищите то, что поближе к вам и вперед. У русских всегда практически места есть.
(no subject) - realterego - Mar. 20th, 2015 09:12 am (UTC) - Expand
filagrina
Mar. 21st, 2015 10:30 pm (UTC)
Анна, спасибо за интересный пост.
Особенно понравилась история про проблемного молодого человека.
И да, очень правильные мысли по поводу ценности того, что есть. Когда у меня болеют дети и хочется кому-то пожаловаться, я вспоминаю про коллегу, которая сидит в соседнем офисе. У нее сын - аутист. Причем аутизм у него в тяжелой форме: он не может жить дома и ему надо находиться в специальном заведении. Вот где горе-то. А парню уже 18 лет, и его мама знает, что он никогда не сможет жить один и быть самостоятельным. И тогда болезни моих детей кажутся такой ерундой. Так что все относительно...
am1975
Mar. 21st, 2015 10:33 pm (UTC)
Анна, я как раз сегодня в одном из журналов писала в очередной раз о том, что никакие карьерные амбиции не стоят здоровья. И многие это понимают к сожалению слишком поздно. Подобного рода волонтерство как раз -таки дает возможность понять и почувствовать, как это страшно- жить с немощью и болезнями, и на этом примере возможно научиться ценить маленькие ежедневные радости.

Пример с артистом очень страшный. Но учит многому.

Спасибо.
vnezapno_vdrug
Mar. 27th, 2015 10:30 pm (UTC)
нет, я бы не смогла.. был опыт, когда по работе приходилось выезжать к бомжам и в асоциальные семьи. вот после этого точно поняла, что не смогу..
am1975
Mar. 28th, 2015 07:21 am (UTC)
да, наверное это можно прочувствовать только на собственном опыте. Умозрительно вряд ли возможно сказать, справится человек с такой работой или нет. С бомжами особенно...
( 30 comments — Leave a comment )

Profile

am1975
just_try

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com