?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вообще я наверное все же мазохистка. Это с одной стороны. Потому что фильм не просто не рождественский, а такой, что хоть в петлю. С другой стороны, добрая треть моих кинообзоров начинается фразой: "Вообще-то я не люблю чернухи и стараюсь ее не смотреть". Или заканчивается этой фразой. Или в середине она проскакивает. Факт тот, что чернухи не люблю. И действительно по возможности стараюсь ее избегать. Но если ее избегать, то по большому счету российское современное кино можно совсем не смотреть. Потому что либо безысходность, возведенная в гиперстепень, либо идиотские комедии. Золотой середины практически нет. А смотрю я много и разного. И хочется получить представление о российском киноландшафте в полном объеме.

И тем не менее. Я три раза садилась писать рецензию на фильм молодого режиссера Натальи Мещаниновой "Комбинат "Надежда".

The Hope Factory

Потому что с одной стороны , он вызвал во мне совершеннейшую тоску с болезненными спазмами, потому что если оно все вот так, как показано, то население России скоро просто вымрет и кино снимать будет не о ком. А с другой.... я все равно его досмотрела, досмотрела с интересом, возрастающим по мере развития весьма и весьма, надо сказать, нединамичного сюжета. Досмотрела и сильно задумалась. О том, что я наверное уже очень многого не понимаю.

Во-первых, мне очень стыдно и я наверное ханжа-ханжа-ханжа, и выкидывайте меня к чертовой матери, если вы не согласны со мной, но я не понимаю стилистической оправданности наличия в фильме такого количества мата. Нет, не то, чтобы меня бросало в краску от того, что не "нефритовый стержень" и не "пещера сладострастия", и я не раз писала уже о том, что наличие обсценной лексики должно быть как минимум оправдано, как, скажем, в книге Снегирёва "Чувство вины", но всему есть пределы.

Герои фильма не просто изъясняются матом. Они как бы в нем живут, существуют, плавают. (Меня нет в России почти 18 лет. Неужели сейчас все вот так?) Его используют как связку, как способ выражения разнообразных эмоций - да всех эмоций, чего мелочиться, иногда создается впечатление, что кроме мата ничего и нет. Первая же сцена, где подростки отмечают отъезд своего друга "на большую землю" повергает в шок. Потому что такого количества отборного мата я не слышала не только на экране, но и в жизни наверное тоже. Ну может лет 20 назад в одном из бомжатников в глухие 90-е что-то похожее и было. И то там поинтеллигентней изъяснялись. Бомжами в 90-е и бывшие доктора наук становились...

Если бы было необходимо описать фильм "Комбинат "Надежда" одним словом, то это было бы слово "болото". Даже не безысходность, а именно болото. Где ничего не происходит, где трясина и гнилостный запах, где тоска зеленая и абсолютное отсутствие той самой надежды. Действие происходит в провинциальном Норильске. Том самом, где "Норильский никель", том самом , где экологическая катастрофа, где люди задыхаются от ядовитых испарений, и никому ничего не надо. Где северные надбавки никак не компенсируют наличие северной тоски. Индустриальные пейзажи, блочные коробки домов, сизые трубы, висящий над городом смог...

В центре повествования - молодые люди из этого самого Норильска, с его градообразующим предприятием, пожирающим легкие людей, отнимающим их здоровье, но одновременно и кормящим город. Ребята, которые все как один мечтают свалить "на материк" - это интересное такое понятие, которое повторяется рефреном из кадра в кадр.

Материк, Большая земля, Москва, Питер, "Екат", "Новосиб" - не важно что, лишь бы прочь от этой мерзлоты, от скорченных карликовых деревцев, от серости и стылой мари вокруг. От водки и от тоски. Мальчики и девочки, 18- 20 летние, ничем особо не занимаются. Бухают, сношаются как кролики, разговаривают с помощью двух десятков слов. Наверное даже планируют сбежать подальше от этого проклятого места, но при этом - и в этом скорее всего и есть высший смысл фильма - совершенно ничего для этого не делают.

Nadejda

То есть если и мечтают, то как-то уж очень абстрактно, лениво. Смысл жизни в ежедневных мечтах о том, чтобы что-то изменить без каких бы то ни было усилий для этого. При этом они, герои, наверное даже неплохие ребята. И главная героиня - Света ( я долго на нее смотрела и все никак не могла понять, кого же мне напоминает актриса Дарья Савельева. Под конец фильма поняла - ну Терехова же! Юная Маргарита Терехова!), мечтающая убежать к своему мальчику "на материк". Света, живущая в полной семье, с определенным достатком - и здесь контраст между неплохими в общем-то северными заработками, полными холодильниками и вполне пристойной обстановкой в квартирах с одной стороны, и серостью окружающего мира, как внешнего, так и внутреннего, мира главных героев, с другой.

И главная соперница Светы - Надя, красивая девочка, лениво приторговывающая собой даже не потому, что жить не на что, а просто так, от скуки.
Nadegda 1

Ни мальчик Алёша, увлекающийся фокусами, и мечтающий о заработках на корпоративах. Неплохие ребята. Просто не желающие ничего менять и принимающие эту безысходность как должное. И преступление, совершенное в конце фильма, происходит не по злому умыслу, неосознанно, а опять же, походя, лениво, от тоски.

Вспомнила еще один фильм, очень похожий по контексту, но оставивший более целостное впечатление - "Однажды в провинции" Екатерины Шагаловой. Там, правда, обоснованная чернуха-чернуха, с жизнью в заводском общежитии, со всей присущей подобной жизни грязью, с бывшим военным, вернувшимся из Чечни, с домашним насилием и черными попойками. А здесь вроде как контраст внешне неплохих условий и внутренней пустоты.

Если вся провинция такая, как ее показывает Наталья Мещанинова, то это не просто беда. Это трагедия. Полное вырождение. Причем у режиссера интересная, совершенно документальная манера съемки - с дрожащей наезжающей камерой, с ощущением "любительщины". И этой "любительщине" веришь.

А еще интересный момент - это уже не первый и не второй фильм подобного плана, попадающийся мне, режиссерами которого являются женщины. То есть если обобщать, то это такой мета-женский вгляд на провинцию . И на страну в целом. Есть над чем задуматься.

Смотреть посоветую далеко не каждому. Там нет жестокости и нет того, что выворачивает наизнанку. Там нет леденящих душу сцен и сюжетов, от которых хочется спрятаться. Есть сплошная серая безысходность. Как беззвучный плач. Если нервы крепкие - смотрите. Снято, несмотря ни на что, талантливо.

Comments

( 33 comments — Leave a comment )
aeleeta_a
Dec. 23rd, 2014 09:45 pm (UTC)
Большое спасибо за описание. Только я, наверное, смотреть не стану. Не мое это, не хочу безысходность. И не верю, что в провинции так все плохо, мне кажется, там, как и везде, разные люди живут. Это я не с Вами спорю, если что :)
am1975
Dec. 23rd, 2014 09:47 pm (UTC)
Я, честно говоря, не знаю, как живут в провинции. Если так, то это катастрофа.
irina_staro
Dec. 23rd, 2014 10:28 pm (UTC)
Тоже не буду смотреть - достаточно насмотрелась в жизни. И верю что так живут очень многие в провинции. В столицах не жила, не знаю. А Пермский край подходит под описание. Изнасилования как норма жизни, серость и пустота, желание свалить куда бы то ни было, да хоть в районный центр.
am1975
Dec. 23rd, 2014 10:30 pm (UTC)
Вы сейчас серьезно? Изнасилования как норма жизни?! Черт с ней, с серостью, но изнасилования...

А Вы из тех мест? Извините, что я вопросы задаю. Для меня просто все показанное- другая планета. Не потому, что я фифа заграничная, а просто мне всё же кажется, что когда я уезжала, такого не было...
irina_staro
Dec. 23rd, 2014 10:58 pm (UTC)
Сын дальней родственницы участвовал в групповом изнасиловании. Девушка заявила в полицию. На суде им предложили разойтись с миром и в качестве моральной компенсации жениться на этой девушке (!!!!) Очевидно, девушка была в сильно стесненных обстоятельствах, что ее устроил такой вариант. К тому же у нее был ребенок, которогобыло нечем кормить. Парень из нормальной семьи, не богатой, но вполне обеспеченной. В подростковом возрасте тоже был изнасилования более старшим подростком. Несколько из моих подруг были изнасилованы. Некоторые неоднократно. Причем как минимум одна из них продолжала потом общаться с насильником. Я там родилась и прожила бОльшую часть жизни. Это не фантазия :(
am1975
Dec. 23rd, 2014 11:01 pm (UTC)
Господи, то , что Вы рассказываете- это за гранью. Это действительно не укладывается в голове. Наверное это и есть безысходность.
Я посмотрела, что Вы сейчас в Финляндии. Это просто счастье, что Вы оттуда вырвались.
irina_staro
Dec. 23rd, 2014 11:08 pm (UTC)
да, действительно, трудно поверить. Когда в этом живешь , чувства несколько притупляются.
Спасибо, я тоже рада,:-)
am1975
Dec. 23rd, 2014 11:09 pm (UTC)
Наверное притупляются. Но мне сложно осознать, что в этом можно жить.:(
realterego
Dec. 24th, 2014 12:18 am (UTC)
я посмотрю. мне всегда было интересно, как люди живут в таких местах. ну и это я бы не назвала чернухой... чернуха для меня - это Балабанов, например.
кстати, недавно посмотрела "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына", не видела? Тоже читала отзывы о безысходности и тоске... а я вот не увидела в нём этого. скорее, увидела покой и умиротворение.
am1975
Dec. 24th, 2014 12:24 am (UTC)
Дин, Балабанов - это не просто чернуха. Это где-то по ту сторону. Но он был один, он этот жанр полностью "выпил", до дна, обыграл со всех сторон и равных ему в этом нет. Жуткий, безумный, жутко же талантливый Балабанов.

Это конечно много проще и несколько в другой плоскости. Без насилия над трупами, жирных мух и всего остального, что у Балабанова. Я тему его творчества для себя закрыла - это не для моих нервов.

а вот "Тряпицын" кстати мне не показался чернухой. Я таки увидела тоже покой и умиротворение.
jabelyipushisty
Dec. 24th, 2014 04:35 am (UTC)
"Неужели сейчас все вот так?"

нет, среди нормальных людей не так, а среди творческой интеллигенции - да, именно, так
ну а вообще это просто стиль такой - "г**но-кино" называется. по канону там обязан быть мат, грязь, дерьмо, развалины, безысходность и т.д.
продукт изначально рассчитан исключительно на западного зрителя - че он хочет видеть - то и снимают
am1975
Dec. 24th, 2014 08:24 am (UTC)
Думаете, изначально снимается исключительно фестивальное кино по заданным стандартам? Чтоб побольше грязи и безысходности? Странно как-то...
jabelyipushisty
Dec. 24th, 2014 04:44 pm (UTC)
именно так. для хорошего кино, рассчитанного на отечественного зрителя нужно иметь талант, мастерство, чутье, идею, которую хочется донести. а ничего этого у авторов нет. поэтому отечественное кино никто не смотрит (я не о совецких шедеврах, их как раз смотрят). ну почти не смотрят
поэтому снимают либо для отмыва денег, либо сразу на запад. у запада о россии уже сложившееся мнение имеется и ему не нужно что-то, рвущее шаблон, это не комфортно.
если вы обратите внимание, то увидите, что люди разных убеждений предпочитают кучковаться вместе и обсасывать лишь ложащиеся в любимую концепцию факты. запутинцы молятся своей крысе, члены секты свидетелей овального наяривают на своего кумира. те, кто ненавидят обоих изначально выглядят адекватными, но это не так, они такие же верующие, но с отрицательным знаком

есть еще один момент. когда-то, когда работала цензура, не допускалось и мысли о ненормативной лексике. и тот, кто первый крикнул с экрана "**й!", щекотал публике нервы. публика, изнеженная за годы сытого застоя хотела впечатлений - и она их получила. но вот беда - постоянный сигнал притупляет ощущения. чтобы продолжать воздействовать на зрителя приходится увеличивать сигнал, насыщая экранное пространство **ями, и так до тех пор, пока ничего, кроме этого не останется. вот уже лет 15-20 этот прием не действует, а им все продолжают пользоваться. режиссер должен быть совсем неадекватным, чтобы продолжать впаривать такое творчество нашему зрителю.
am1975
Dec. 24th, 2014 05:12 pm (UTC)
Спасибо за подробный ответ.

Я полностью согласна с тем. что эпатировать публику можно лишь до определенного предела и тот или иной посыл, каким бы экстравагантным он ни был, невозможно повторять до бесконечности. В какой-то момент приедатется. Эффект новизны пропадает, а на смену ему ничего не приходит. Это я про мат в данном случае.
ryzhaya_stana
Dec. 24th, 2014 07:32 am (UTC)
Вот это фильм. Спасибо, что поделилились. Есть одна знакомая, живет в тех же местах, вот у них все грустно. И вырваться из этого сложно, зп минимальная, на отдых толком не накопить, на переезд в другое место тоже.

Я с юга, уехала правда 7 лет назад, там все же повеселее будет. Сейчас народ в Ростов стал ездить, интернет появился. В мое детство-отрочество 90 и нулевые все было по-другому, никуда не ездили, сидели дома, смотрели сериалы. Ну кто-то ходил в пару наших "клубов", не знаю, что там было. Танцы, пьянка? Времяпрепровождение летом - променад по центральной улице Ленина, туда-сюда с бутылочкой пива в руках...

Мат к сожалению норма, и не только в провинции, я и в Москве такое слышу. И порядочные знакомые тоже матерятся, тут уже от человека зависит, он или терпит или по 100 раз просит при нем такие слова не говорить.
am1975
Dec. 24th, 2014 08:31 am (UTC)
Да-да, именно так все и показано. Променад туда-сюда с бутылочкой пива, пикники " на природе" с морем алкоголя в пластиковых стаканчиках, сауна с девочками. Хотя там же для контраста есть и местный театр с актрисами среднего возраста, ратующими за культуру. Вопрос только, ходит ли туда кто-то...

Там именно так и показано - не вырваться. Хотя вроде бы неплохие северные зарплаты. С одной стороны. А с другой - никто ничего и не делает, чтобы вырваться

Насчет мата... Я себя чувствовала так странно. То есть не то чтобы меня вырастили под стеклянным колпаком. И я вполне понимаю его использование , когда это уместно (хотя мне всё равно мешает:)), но вот такого откровенного " разговора матом" с экрана я еще н слышала. То есть если это такой художественный прием не для того, чтобы привлечь внимание, а чтобы отразить реальность, то очень страшно за такую реальность.
o_l_g_a_r_i
Dec. 27th, 2014 12:06 pm (UTC)
Ань, посмотрела...
Хм... Даже не знаю что сказать... Обычный такой российский фильм. Плохой. Я уже давно ничего хорошего российского не видела - или какие-то дурацкие мелодрамы или вот такие чернухи, где все плохо, безысходно и противно... Может они кому-то в России и нужны - чтобы посмотрели и ужаснулись? Не знаю... Вроде и ничего нового и ничего полезного такой фильм не несет - но зачем-то ведь такие делают? Интересно даже - для кого они предназначены?

Что касается реальности... Однозначно, что не везде такое творится. Большинство людей, хочется верить, - нормальные, обходящиеся в жизни без мата и других крайностей... У меня много знакомых в России - и виртуальных и нет - и все адекватные люди))).
am1975
Dec. 27th, 2014 12:11 pm (UTC)
Оль, для меня загадка, кому это нужно. Потому что понятно, что чернуха и безысходность. Но зачем множить печали...То есть ничему этот фильм не учит, ни к чему сподвигнуть не может. Только агрессию вызвать.
semiliranda
Dec. 27th, 2014 01:04 pm (UTC)
По поводу вопроса "Везде ли так?" мне в ленте попалась вот такая зарисовка в тему: http://alien3.livejournal.com/1543517.html
am1975
Dec. 27th, 2014 05:24 pm (UTC)
Невесело, мягко говоря.

Был завод и нет завода, был коровник и нет коровника...
sirann
Dec. 27th, 2014 07:18 pm (UTC)
Привет, Аня!

Нет, конечно же, не везде так.
am1975
Dec. 27th, 2014 09:18 pm (UTC)
Ну хорошо хоть, что не везде.
opomedem
Jun. 15th, 2017 05:36 pm (UTC)
Соглашусь на все сто процентов, даже вспоминание про Шагалову с ее "провинцией" точное. Но в чем-то Шагалова для меня ближе к искусству, в отличии от Мещаниновой, которая со стороны искусственного. имхо. Но пишите вы отменно. Надеюсь теперь чаще вас читать.))
am1975
Jun. 15th, 2017 05:52 pm (UTC)
Спасибо большое! Мне очень приятно.

"Однажды в провинции" знаете еще на что похоже? "Миннесота". Про двух братьев-хоккеистов.
opomedem
Jun. 15th, 2017 05:55 pm (UTC)
Миннесоту не смотрел. У меня было так: 1. Шагалова, 2. Сайфулаева ("Как меня зовут"), 3. Мещанинова.... И потом вдруг 4. "Звезда" Меликян.....)))
Не знаю, может и правда я суперСтар и чегото не понимаю....
Сейчас пишу историю для подростков и не понимаю...мне все говорят, что ты пишешь для подростков своей юности и к действительности это не имеет никакого отношения.... может быть, но любовь, дружба и прочее всегда были, как ни крути, и мое право показывать это не на помойке...)))
am1975
Jun. 15th, 2017 08:27 pm (UTC)
"Как меня зовут"мне очень понравились. Девчушка домашняя и девчушка разбитная. И один "папа"на двоих. Такие перевертыши.

"Звезда" - из другой оперы немного, да:)) Мягко говоря.

Насчет "я очень стар "... Я не знаю, сколько Вам лет. Мне 41 - тоже не гимназистка. :) В моих книгах тоже есть и дружба, и любовь, хотя это и не модно сейчас совсем. Чернуху и мат не терплю. И писать в таком ключе никогда не буду.
opomedem
Jun. 16th, 2017 06:48 am (UTC)
так и мне вот-вот 41 исполнится
am1975
Jun. 16th, 2017 08:11 am (UTC)
Ну так мы с Вами одинаково юны!:))
opomedem
Jun. 16th, 2017 09:00 am (UTC)
для Драконов мы и правда юны...))))
am1975
Jun. 16th, 2017 09:08 am (UTC)
О драконах ни слова!:))
am1975
Jun. 16th, 2017 08:12 am (UTC)
Вы кино снимаете, правильно я понимаю? Сценарии сами пишете?
opomedem
Jun. 16th, 2017 08:59 am (UTC)
Да, стал писать сам. Долго искал своего автора (сценариста), но пока с этим не особо. Поэтому пишу сам.
Если всю жизнь ждать своего автора, то можно ничего не снять...)))
Поэтому путем проб и ошибок пишу, учусь...и снова пишу)))
am1975
Jun. 16th, 2017 09:09 am (UTC)
Ну вот а я наоборот искала режиссера:)) В какой-то момент. Потому что у мене есть совершенно кинематографический роман. Но не нашла в свое время. А теперь наверное сложно уже все.

Edited at 2017-06-16 09:11 am (UTC)
( 33 comments — Leave a comment )

Profile

am1975
just_try

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com