?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Читала я намедни "Искусство драматургии" Лайоша Эгри ( кстати, очень рекомендую всем, кто так или иначе работает со словом) и задумалась об избитых, набивших оскомину литературных приемах - о затертых до дыр штампах, о мало что выражающих формулировках и затасканных сюжетных линиях. С литературы плавно переползла на кинематограф и вдруг поняла, что среди множества повторяющихся киношаблонов меня больше всего раздражают два.

12

Мой фаворит - это сцена в туалете. Чаще всего в мужском. Совершенно неважно, о чем фильм - об экзистенциальной тоске и мятущейся душе художника, о терпкой поздней любви или о крутом парне, лихо разделывающемся с врагами своими/ своей страны/ своей галактики - рано или поздно главный герой окажется в сортире. Что в общем-то логично, помятуя о том, что все мы, даже спасающие цивилизации, из плоти и крови, а значит ничто человеческое... Мне только совершенно непонятно, почему это настолько важно - переносить место действия в клозет.

Дальше действие обычно развивается по стандартному сценарию - крупный план на спину главного героя, альтернативно - мужественный профиль с закинутой головой и сладострастно закрытыми глазами, судорожное движение и такое громкое "вжик", призванное показать зрителям, что ширинку парень застегнуть не забыл, и тщательное мытье рук.

В это время обычно драматически сцена достигает своего накала - герой получает пулю в спину/ узнает в писающем справа мальчике любовника своей жены/ получает сообщение от писающего слева компаньона, что его бизнес рухнул. Иногда все это одновременно. В общем-то и все. Какова художественная ценность эпизода в туалете мне, видимо, понять не дано. Но прием этот с завидной регулярностью повторяется из фильма в фильм. Иногда попадается красивая сантехника, но редко, очень редко.

С девочками еще проще - они громко обсуждают вчерашний секс, сидя в соседних кабинках, или вместе, всей гурьбой, поправляют макияж перед зеркалом, опять же, обсуждая вчерашний чего-то там...

Второй прием наверное еще более затасканный, и если и лучше с эстетической точки зрения, то лишь потому, что не демонстрирует физиологию. На этом его достоинства, собственно, и заканчиваются. Я говорю о падающем бокале. Каждый из вас наверняка десятки раз видел эти сцены.

11

Главный герой или героиня - здесь, кстати, в отличие от туалета, чаще демонстрируют героинь, как бы намекая нам, зрителям, на тонкую душевную организацию. В момент высочайшего нервного напряжения/ панического страха/ получения неожиданного известия героиня разжимает сведенные до этого судорогой пальцы и изящный бокал на тонкой ножке вываливается из нежных рук (если речь о герое, то бокал вываливается из волосатых рук, но это уже смотрится хуже, хотя , опять же, тонко намекает на то, что и грубые мужланы способны испытывать эмоции).

Дальше возможны варианты - в медленной раскадровке зритель видит выливающуюся на белоснежную скатерть пурпурную жидкость. Идея - показать даже самому тупому ценителю кинематографа, что все очень плохо и кульминация близка. Использовалось бы чуть реже - выглядело бы устрашающе. А так - просто пошло. Второй вариант - бокал падает на пол и зрители видят разлетающиеся осколки. Акцент - на стекло. Разбившиеся надежды, несбывшиеся мечты, изломанные судьбы, мама, это был фамильный сервиз, все дела. Тоже затерто до дыр.

Наверное есть и еще какие-то бесконечно повторяющиеся приемы, но почему-то пока в голову пришло только это.

Comments

( 33 comments — Leave a comment )
avatarakali
Apr. 8th, 2014 08:35 pm (UTC)
меня раздражают вообще все шаблоны всего кино =)

но вот, например, насчет открытой двери в доме или ванной или подвале - обязательно надо заглянуть, что там, кто там =)

а вообще вот, классика жанра
http://eku.ru/tales/tale30.html

am1975
Apr. 8th, 2014 08:40 pm (UTC)
Ну разумеется, открытую дверь никак невозможно оставить незамеченной. Иначе сценарий дальше развиваться не будет!)
avatarakali
Apr. 8th, 2014 09:19 pm (UTC)
это даже не дверь - это рояль =)))

am1975
Apr. 8th, 2014 09:32 pm (UTC)
Конь в яблоках;)
avatarakali
Apr. 8th, 2014 09:34 pm (UTC)
*всхлипывая* аллегориччский (тм) сферичччский
am1975
Apr. 8th, 2014 09:36 pm (UTC)
*шепотом* в вакууме!
avatarakali
Apr. 8th, 2014 09:38 pm (UTC)
=)
martishka
Apr. 8th, 2014 09:24 pm (UTC)
Про туалет много сцен пришло в голову сразу :-)
Про вино ни одной почему-то.
Что это обо мне говорит? :-) Я не алкаш, но ничто человеческое мне не чуждо? :)
am1975
Apr. 8th, 2014 09:34 pm (UTC)
Намекаешь на то, что я -алкаш, которому ничто человеческое не чуждо?:))

- Андрей, я- алкач?
- Алкач, Алкач!

- А ты -ходок?
- Ходок (с) " Осенний марафон"
martishka
Apr. 8th, 2014 09:50 pm (UTC)

Неее, просто, что сцены в туалетах могут быть ооочень разными.
am1975
Apr. 8th, 2014 09:52 pm (UTC)
Это да, без вопросов. С точки зрения локейшна туалет ничем не хуже кухни или спальни. Я имела в виду именно акцент на " низменное". На физиологию.
agentsmitt
Apr. 9th, 2014 03:05 am (UTC)
самый железобетонный вариант туалетного штампа встречается в российских фильмах про зону. Выглядит он буквально неизменно:
Главный герой (молодой человек интеллигентного вида) попадает в первый раз в тюрьму. Все вокруг серо и мрачно, напряженное лицо героя, зловещие рожи вокруг, но статус-кво пока не нарушен...
И тут со шконки встает худощавый, голый по пояс уголовник, молча проходит к ПАРАШЕ и стоя спиной к зрителю начинает громко ССАТЬ. Потом, в зависимости от обстоятельств, либо также молча возвращается обратно, либо начинает угрожающий разговор с главным героем.
Эта сцена какбэ призвана показать нам что всё, детство закончилось, и в жизни героя начинается жесткая, неприкрытая реальность...
am1975
Apr. 9th, 2014 04:34 am (UTC)
Точно! Это такой хардкор вариант туалетной сцены - ни тебе фаянсовой сантехники, ни бумажных полотенец, ни сверкающей плитки. Только жестокая проза жизни.:)


fullof_life
Apr. 9th, 2014 03:53 am (UTC)
Ржу :-) - сразу столько сцен вспомнилось )))) и все такие значительные )))
am1975
Apr. 9th, 2014 05:23 am (UTC)
О, да. Значительностью там никто не обделен.:))
mashutsa
Apr. 9th, 2014 06:06 am (UTC)
Мне кажется, что Квентин Тарантино - просто мастер избитых приемов. Его последние фильмы так и кричат избитостью ходов и раскадровки. Помните, как в финале фильма Джанго, окроваленный гавный герой вскакивает на лошадь и мчится в далекие дали на закате дня? Камера откатывается назад, на бэкграунде горит роскошный дом.

В новом британском сериале про Шерлока также присутствует масса шаблонов, например, если в кадр попадает розовый чемодан, будьте уверены, что вся развязка фильма кроется в этом чемодане. Герои буду гоняться за ним по всему Лондону и строить изысканные умозаключения.

Edited at 2014-04-09 06:07 am (UTC)
am1975
Apr. 9th, 2014 06:17 am (UTC)
Да-да-да, ковбой в закатных лучах солнца - это такая пошлая карамельная классика.

А розовый чемодан у Шерлока - это модернизированной вариант ружья на стене.:))

am1975
Apr. 9th, 2014 06:19 am (UTC)
Хотя, с другой стороны, Тарантино - мастер эпатажа. Иногда мне кажется, что даже штампами он пытается эпатировать публику.
iraleoni
Apr. 9th, 2014 07:26 am (UTC)
Как все точно. Добавлю про туалетные сцены. Мне кажется еще зависит от жанра. Например в комедиях в туалетах исключительно какают. И это важнейшая часть сценария! Если герой идет какать, то все!!! Непременно что-то произойдет! На него упадет потолок или труп. На худой конец он будет какать либо очень продолжительно либо очень громко. Без этого удачная комедия не может состояться.
am1975
Apr. 9th, 2014 09:09 am (UTC)
По всей вероятности предполагается, что это дико смешно. Сел, снял брюки, настроился - и тут такой облом.
yajohn
Apr. 9th, 2014 08:55 am (UTC)
А что делать? Культура вообще суть набор штампов. Что прекрасно и буквально проиллюстрировал Уорхол.

Писательство вообще теперь сродни прогулкам по минному полю. Со слов "мой дядя" роман не начинай, "список кораблей" вообще не трожь. Пришлось даже постмодерн придумывать, чтобы хоть как-то.

Со сюжетами тоже засада. Всего четыре по Борхесу. Жорж Польти щедрее - 36. Но тоже не густо.

В кино все не так плохо, просто в силу молодости искусства. Но тоже ужом извернуться надо чтобы ненароком не процитировать классика. Одна надежда что зритель ленив и Тарковского не смотрел. Куросаву и Буньюэля - тем более. Триер - мерзавец, в пол-экрана мужской половой хуй демонстрирует. Само по себе это может и неплохо, но от сегодня - тоже уже не ново. Последние дыры в заборе затыкают.
am1975
Apr. 9th, 2014 09:16 am (UTC)
Именно так. Расчет на то, что массовый зритель и слова-то такого -Буньюэль- не выговорит, не то, что фильмы смотреть.

Разумеется, и сюжеты повторяются, и приемы надоедают. И никак без этого, бо как количество сюжетов, как говорят, конечно. Но туалетная тема- это такая классика-классика, навязая в зубах. Ну уж очень часто!
h_e_l_g_a_a
Apr. 9th, 2014 11:00 am (UTC)
привет, меня зовут Ольга :) предлагаю дружить журналами :)
am1975
Apr. 9th, 2014 12:12 pm (UTC)
Привет! Я не добавляю новые журналы.
annaleonidovna
Apr. 10th, 2014 02:33 am (UTC)
Привет, Анюта. Насмешила ты меня со сценой туалета. :))) я даже подумала, какую сцену можно было бы снять оригинально, но на самом деле уже почти все проиграно и снято. Меня например смешат русские сериалы, в них главная тема, это бедная но честная девушка из деревни и олигарх, который в нее влюбляется. Или какой-нибудь честный следователь, у которого проблемы в семье. А так же копии на зарубежные сериалы.
am1975
Apr. 10th, 2014 08:46 am (UTC)
Анечка, бедная, но честная девушка и олигарх - это современная Золушка. Только вместо туфельки -.золотая кредитка:)). Очень модный сюжет в российском " мыле", ты права.
shmelika
Apr. 18th, 2014 09:07 am (UTC)
Это такой коноштамп, который призван побороть жизнештамп типа "бедная честная девушка из деревни может стать только уборщицей в библиотэке" или же "только перестав быть честной, при помощи волшебной койки она сможет как-то изменить свой статус" )))
am1975
Apr. 18th, 2014 09:25 am (UTC)
Ключевой момент - волшебная койка.
shmelika
Apr. 18th, 2014 09:30 am (UTC)
Да, если волшебная койка будет доброй, то статус будет повыше, а если это будет злая волшебная койка... то хоть бы попалась добрая )))
am1975
Apr. 18th, 2014 10:15 am (UTC)
Вот зря они Вас в соавторы не берут.)) Это ж как сюжет развить можно! :)
shmelika
Apr. 18th, 2014 10:21 am (UTC)
Вот же ж да! ))) (пошла писать сценарий "волшебная койка и философский камень")
vnezapno_vdrug
May. 11th, 2014 11:12 pm (UTC)
а меня напрягает затянутое начало.. темнота или лес в полумраке, ну или пустое пространство, какие-то посторонние звуки за кадром.. и так несколько минут... так и хочется фильм перемотать вперед))
am1975
May. 12th, 2014 06:24 am (UTC)
Да, меня тоже напрягает затянутое начало. Хочется динамики и осмысленности
( 33 comments — Leave a comment )

Profile

am1975
just_try

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com