?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Перечитывать книги полезно. Потому что, как показывает опыт, иногда со второго раза видишь то, что в первый прошло стороной. Когда я впервые читала широкоизвестное произведение Алексея Иванова "Географ глобус пропил", мне оно, откровенно говоря, не понравилось.

Не в том дело, что я не помню описываемую эпоху. Как раз отлично помню - детство главного героя, провинциального учителя Служкина, совпало с моим детством - я отлично помню эпоху застоя, помню, как умер Брежнев и как плакала наша учительница, помню прием в пионеры и прочие затертые до дыр атрибуты советского школьного житья-бытья. И не в том дело, что не очень люблю Венечку Ерофеева, с коим модно сравнивать Иванова.

Не понравилась книга мне в тот, первый раз, другим. Мне не очень близка эстетика провинциальной жизни в том виде, в каком ее описывает Иванов. То есть я допускаю, что именно так и выглядит жизнь в провинциальном городе - упрощенные взаимоотношения "все со всеми", бывшие одноклассники и одноклассницы, спящие друг с другом за спиной у близких друзей, унылость и тусклость бытия, бытовое хамство и безысходность от того, что ничего и никогда не изменится...Не знаю. Наверное все так и есть на этом самом глобусе -вот ведь символика названия!- но в таком случае мне хотелось другой глобус.

geograf

Я не могу с уверенностью утверждать, что жизнь в провинции выглядит не так, как ее описал Иванов, но мне все же казалось, что как-то...чуть чище, что ли. Может я идеалистка, не знаю. Что еще напрягло - тяжело удобоваримый язык - нагромождение прилагательных в описании природы, трехэтажные конструкции, за которыми для меня лично не вырисовывались никакие образы.

То есть я прочитала про метания провинциального учителя Служкина, сделала для себя зарубку, что это - не мой автор, и отложила книгу. А, еще подумала, что "хождение в народ", пусть и к истокам , до добра не доводит. Интеллигенцию и народ смешивать не надо. Впрочем, об это я уже писала .

А сейчас, говорят, вышел фильм по книге. С Хабенским в главной роли. И я решила перечитать, прежде чем смотреть экранизацию. Опыт показал, что читать надо внимательней.

Потому что во второй раз я увидела Служкина совсем другим. Не неудачником-чудиком, не умеющим толком ни за себя постоять, ни денег заработать, ни личную жизнь наладить, не пьющего балбеса и распутника, пытающегося посягнуть на собственную ученицу, а подвижника, работающего в школе ради пусть и призрачной , но идеи - воспитать этих мало кому нужных, неприкаянных подростков.

Не через географию свою - предмет, в общем-то, и для главного героя -биолога по профессии, случайный. А через поход, в который ведет он этих 14-летних оболтусов, через преодоление себя в борьбе с природой, через боль, через страх, через конфликты внутри закрытой группы и конфликт группы с окружающим миром. И даже так утомившие меня в первый раз описания походного быта с детальными крупиночками каждого валуна и каждой ветки, каждого речного порога и каждого шороха, в этот раз понравились, так как я увидела, что этим автор передал объем. Трехмерность.

Что до банальной, многократно описанной истории любви-влюбленности "учитель-ученица", то меня конкретно эта линия не особенно тронула -ни отторжения не возникло, ни уважения. Это жизнь, которая бывает и такой тоже. Причем намного чаще, чем нам хочется это замечать.

Теперь нужно будет посмотреть фильм.

Tags:

Comments

( 39 comments — Leave a comment )
disclamer
Aug. 5th, 2013 03:32 am (UTC)
Престарелый мордатый Хабенский в роли Служкина? Гумберт, так сказать, Гумберт?
Зря он вышел из тени.
am1975
Aug. 5th, 2013 05:07 am (UTC)
Я его в "Дозорах" так и не видела - только отрывки.:))

Но там не Гумберт совсем, у Иванова в смысле.
yajohn
Aug. 5th, 2013 06:45 am (UTC)
Книга понравилась, по своему. Там есть два нюанса. Всякое путешествие есть путь, то что японцы называют "до" (правда осознаем мы это далеко не всегда), и к финишу всегда приходит не совсем тот человек, который был в начале. К путешествию по воде это относится вдвойне. Джармушевский "Мертвец" об этом. И метафизика российской глубинки не так уж далека от метафизики дикого нового света.
А что до романа с ученицей - он был бы банален, если бы не фигура Угрозы Борисовны (имхо натюрлих). Конечно, в свете захлестнувшей нас ныне истеричной борьбы с педофилией он (роман с ученицей, то бишь) вызывает у многих тяжкий батхерт, может показаться чуть ли не центральной темой книги... Эвон, оратор выше, в географе даже Гумберта разглядел...
am1975
Aug. 5th, 2013 07:12 am (UTC)
Мне вот тоже не показалось, что роман с ученицей - центральная тема книги. Я как раз центральной темой бы определила такой путь учеников к себе через этот самый водных поход и пусть самого Служкина к себе через взаимоотношения с учениками, а не конкретно с Машей.

Гумберта не увидела тоже.:)
disclamer
Aug. 5th, 2013 09:37 am (UTC)
"– Это не моя география, а твоя география! – теснил Служкин. – Я свою географию десять лет назад всю выучил!"
Служкин максимум на 10 лет старше своих 14-летних учеников - вот я о чем.
Про Гумберта - да, спошлил :(
am1975
Aug. 5th, 2013 10:03 am (UTC)
А, это да. Я так посчитала, что ему лет 28 где-то. Тоже мальчик по сути -то.:))
disclamer
Aug. 5th, 2013 10:12 am (UTC)
– Отцы – это твои школьники из девятого «бэ», да? Глупо считать решающим мнение четырнадцатилетних сопляков, которые ничего в жизни не видели, не понимают и вряд ли поймут.
am1975
Aug. 5th, 2013 10:13 am (UTC)
В смысле, что он сам опытный и знающий?

Ну мне, с высоты моего возраста, кажется, что 24-28 - это мальчик.:) Молодой мужчина, так скажем.
disclamer
Aug. 5th, 2013 10:23 am (UTC)
Нет, я не об этом. В предыдущей цитате разницу в возрасте он точно не преуменьшал :)
23~24, прямиком с университетской скамьи, детство в ... играет.
am1975
Aug. 5th, 2013 10:24 am (UTC)
Ну тогда действительно совсем юнец.
И тогда Хабенскому поздновато наверное его играть.:)
am1975
Aug. 5th, 2013 07:14 am (UTC)
Офф. Вы про яхты получили мое письмо?
yajohn
Aug. 5th, 2013 07:35 am (UTC)
Да, спасибо большое! Но я, видимо, пойду "другим путем" :)
am1975
Aug. 5th, 2013 08:00 am (UTC)
Каким, если не секрет?
yajohn
Aug. 5th, 2013 08:22 am (UTC)
Не секрет :)
Предлагаемые варианты показались мне слишком расточительными и в смысле финансовом, и по времени. Смутило, так-же предложение одной школы за 400€ орагнизовать заочную теорию плюс один день перед экзаменом - практика. Профанация какая-то. И я попытался разобраться, что же мне на самом деле нужно:
а) бумажка, без которой мне не дадут лодку в чартер
б) практические навыки, без которых я рискую банально утонуть
Яхтшколы предлагают нечто совершенно иное.
Гораздо интереснее на мой взгляд другой путь. А именно:
а) Теория: учить и сдавать самостоятельно. Благо материалов - пруд пруди (включая экзаменационные билеты).
б) Практика: вот, например, вполне конкретное предложение:
колумбаре, греция с 28 сентября по 05 октября 2013
покататься и сдать на IYT Bareboat Skipper
ориентировочно 1250 евро
+ перелет\гостиницы самостоятельно
до заезда — самостоятельное изучение теории по книжке
во время заезда — множественные тренировки и отработки, т.е. "практика"
по окончанию заезда — получение прав

Можно найти и за 600-700, что уже сравнимо с получением прав в яхтклубе. Ну и кроме того - это и есть то самое плаванье, ради которого, собственно, весь сыр-бор :)
Сейчас я пытаюсь найти что-то подобное в Голландии. Хотелось бы успеть еще в этом году.
am1975
Aug. 5th, 2013 08:31 am (UTC)
Re: Не секрет :)
Да, об этом варианте я не упомянула. Мы тоже думали пойти таким путем, но нам хотелось вдвоем получить права, а оставлять детей невозможно, в то время как брать их с собой ( младшего, в данном случае) казалось на тот момент утомительным.

С точки зрения практических навыков Ваш вариант предпочтительней. Так что удачи!

am1975
Aug. 5th, 2013 08:34 am (UTC)
Re: Не секрет :)
У нас, кстати, было 26 обязательных часов на воде, включая маневры. За 26 часов даже меня, человека технически невообразимо тупого, обучили.:))
yajohn
Aug. 5th, 2013 11:32 am (UTC)
Re: Не секрет :)
Так вы уже получили?
am1975
Aug. 5th, 2013 11:37 am (UTC)
Re: Не секрет :)
У меня только Binnen. Мне еще делать и делать, чтобы в море- океан.:)
yajohn
Aug. 5th, 2013 11:46 am (UTC)
Re: Не секрет :)
Поздравляю! В море-океан не обязательно сразу шкипером, можно начать со старпома, например :)

И, если позволите, дурацкий вопрос.
Binen и See - это два независимых и взаимодополняющих шайна? Или же See включает в себя Binen? Я во всей этой бюрократии запутался уже.
am1975
Aug. 5th, 2013 12:04 pm (UTC)
Спасибо!

Я два года назад, когда получала, много писала об этом по соответствующему тэгу. http://am1975.livejournal.com/tag/%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%20%D0%B8%20%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%BE%20%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BD%D0%BE

Вы по-немецки читаете? Если читаете, то вот http://www.skili-berlin.de/haeufige-fragen/sbf-binnen-sbf-see.html

Если совсем просто, то See - это для более мощных МОТОРНЫХ лодок (больше 15 PS) на Seeschifffahrtsstraßen (3-Seemeilen-Zone und Fahrwasser innerhalb der 12-Seemeilen-Zone). На лодке должно быть не более 12 человек и это не профессиональная перевозка пассажиров.

В основном везде заграницей SBF SEE признается как основные права. А вот дальше уже идет SKS ( Seeküstenführerschein) - до 12 морских миль. И уже его можно предъявлять , еслит хотите брать чартер. И страховки все в основном под него, насколько я понимаю.



yajohn
Aug. 5th, 2013 12:08 pm (UTC)
Спасибо!
Т.е. как я и предполагал Binnen мне не нужен.
am1975
Aug. 5th, 2013 12:10 pm (UTC)
Именно. Если Вам парус на фиг не нужен, делайте спокойно See и не морочьте себе голову.:)

У нас вот друг сейчас See будет делать без всякого Binnen. И муж тоже See собирается. А я -после, так как вдвоем по времени накладно.
am1975
Aug. 5th, 2013 12:11 pm (UTC)
Да, но учтите, что для получения SKS ( чтобы чартеры брать) Вам нужен сначала See ( если мы о немецкой системе говорим)
am1975
Aug. 5th, 2013 12:06 pm (UTC)
Re: Не секрет :)
Кстати, Вы можете делать See без Binnen, если хотите ходить только на моторе на больших лодках. Необходимы водительские права, справка от врача ( глаза и все такое) и возраст больше 16 лет.:)
yajohn
Aug. 5th, 2013 12:18 pm (UTC)
Но меня то интересуют именно паруса, а не моторы...
Вот тут и начинается мистика. Если верить всему что я прочитал, то действительно требуется только binnen. В том смысле, что никакого обязательного шайна для хождения по морю под парусом в принципе нет. Т.е. купил лодку без мотора и плыви. А те что есть - нужны как раз чтобы взять лодку в чартер. Причем даже binnen нужен не везде, а там где в наличии регулярное судоходство. Плюс отдельная тема - Бодензее. На практике, конечно, все не так просто. Во первых мотор нужен, а во вторых чартер. Ну и страховки, до этой темы я еще не добрался.

За всем этим лесом не видно дерев :(

п.с. а Вы на Бодензее не выбираетесь?
am1975
Aug. 5th, 2013 12:25 pm (UTC)
Совершенно верно. На своей лодке - хоть потоп. В смысле, на парусе.

В вашей Голландии по-моему вообще ничего не нужно.:) На каналах делают час инструктаж и вперед.:)
А немцы, в смысле водная полиция, если отловят без шайна - говорят лютуют.

Другое дело, если уж мы о лодках ( да пусть и о своих), то без мотора Вы в марину не зайдете. В смысле, в нормальную марину, а не в закуточек на каком-либо озерке. А для чартера так или иначе документы нужны - прежде всего из-за страховок.

Впрочем, я болтаю только, так как сама чартер еще никогда не брала и неизвестно, когда возьму.:))

А Бодензее от нас очень далеко, чтоб одним днем сгонять.
vovapub
Aug. 5th, 2013 06:53 am (UTC)
Спасибо, но перечитывать не буду. У меня точно такое же впечатление осталось , как у тебя в первый раз.
am1975
Aug. 5th, 2013 07:13 am (UTC)
Мне захотелось понять, чего ждать от фильма, Вов. Потому что экранизации редко бывают лучше оригинала и совсем редко на равных. Вот , пожалуй, пример гениальной экранизации для меня -"Бойцовский клуб"
lagoonca
Aug. 5th, 2013 08:50 am (UTC)
совершенно с тобой согласна, перечитывать спустя какое-то время полезно))
а эту книгу не читала и даже не слышала про нее, тема немного чужая, не знаю стану ли читать, но спасибо в любом случае, для общего образования полезно (как я в таких случаях выражаюсь:))
am1975
Aug. 5th, 2013 09:01 am (UTC)
Лан, мне тема тоже чужая - я пятнадцать лет живу за пределами России и никогда в жизни не жила в провинции. Но взялась в первый раст именно для общего развития.:)) Мне было интересно, почему о нем столько говорят.
lagoonca
Aug. 5th, 2013 09:02 am (UTC)
хаха для общего развития конечно)) смеюсь, что пишу - совсем с русским уже не дружу))
am1975
Aug. 5th, 2013 10:03 am (UTC)
Мне кажется ( во всяком случае, судя по твои постам), что у тебя отличный русский.
lagoonca
Aug. 5th, 2013 09:57 pm (UTC)
Ань благодаря жж он улучшился за последние лет 5) я никогда все же не жила в самой России, учитывая это мне тоже кажется мой русский довольно не плохой))) но бывают белые пятна, причем не всегда замечаю это, бывают забавные случаи)
am1975
Aug. 6th, 2013 07:42 am (UTC)
Еще один плюс ЖЖ нашли.:)
lagoonca
Aug. 6th, 2013 07:49 am (UTC)
%)))
Вера Гончарова
Oct. 10th, 2013 09:08 pm (UTC)
прочла книгу Иванова сравнительно недавно ,услышала об экранизации ее в передаче Ксении Лариной. А так как я ее лю, то решила "приобщиться". Во-первых, мне показалось, что роман написан очень неровно. Есть сильные куски, есть откровенно слабые. Описание российской глубинки как раз меня не очень шокировало, так как я ее все-таки представляю...к сожалению... Глубинка реалистична и узнаваема. Меня поразило, что учитель (взрослый человек) идет в такой экстремальный поход с 14-летними детьми! Скорее всего, в жизни это закончилось бы несчастным случаем (а, может быть, и не одним). Ну ,хотя бы, это были 17-летние выпускники, парни - тогда я готова принять этот поход, как самоутверждение обеих сторон. Я себя спрашивала:"Хотела бы я, чтобы у моей дочери был такой учитель?"."Ни за что!" - ответила сама себе.Мне кажется, сейчас очень мало говорят и размышляют об ответственности взрослого человека(родителя, учителя и прочих) перед ребенком.
А потом этот ход из индийского кино - "Я твоя мама!" Учитель работает почти год в школе и не знает, что его ученица - дочь завуча? бред сивой кобылы...
Короче, у меня поднакопились претензии к Иванову
am1975
Oct. 10th, 2013 09:13 pm (UTC)
Соглашусь, что поступок безответственный. И все,что происходило в этом походе, тоже, мягко говоря, далеко от идеальной развлекательной экскурсии с подростками. Но мне кажется, что Иванов хотел показать, что если до этих детей и можно достучаться, то именно так - через экстрим, через преодоление, через постижение себя в тяжелых условиях.

А как Вам фильм? Я еще не видела. Стоит смотреть?
Вера Гончарова
Oct. 10th, 2013 09:28 pm (UTC)
не видела...Хабенский, может быть, и неплохо справится. Пусть он и староват для этого героя (честно говоря, я так скрупулезно не читала роман, чтобы рассчитать его возраст...мне казалось, что ему около тридцати или чуть за 30...мне мнится, что он говорил о предыдущем месте работы, якобы, он откуда-то рассчитался. Да и ребенку его не год и не два). Если будет хороший сценарий, режиссер и кастинг, то экранизация может даже "переплюнуть" роман. ИМХО
am1975
Oct. 10th, 2013 09:35 pm (UTC)
Понятно. Спасибо. По моим прикидкам тоже староват. Ему , кажется, лет 27-28. Герою, в смысле.
( 39 comments — Leave a comment )

Profile

am1975
just_try

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com