?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Знаете, книги жанра "Постапокалипсис" -это некий индикатор богатства человеческой фантазии. Кто-то любит страшилки из серии "В общем, все умерли, остались я и Серега, и вот мы вдвоем дальше ползём по развалинам на следующий уровень...", кто-то презирает жанр как класс. В основном поклонниками этого жанра являются мужчины.

Тут тебе весь профессиональный набор - и самоидентификация, и романтизация героя, и полное раздолье для фантазии о том, что могло бы быть, если...Если бы случилась атомная катастрофа, если бы на землю упал громадный метеорит, если бы все человечество вымерло от неизвестного вируса, если бы...

Далее ценители выбирают нечто вроде "На последнем берегу" Невила Шюта ( в переводе Норы Галь, что очень важно!) - действительно душераздирающее и ,на мой неискушенный взгляд, шедевральное повествование о том, что ждет мир после атомного кошмара, а менее разборчивые - плохозапоминающиеся романы в разноцветных глянцевых обложках, на которых изображены мускулистые пацаны в банданах и темных очках с автоматами наперевес.

Эти пацаны и спасают мир, мигрируя из романа в роман, а читатели, преимущественно мужского пола, с удовольствием погружаются в героическую проблематику и по ходу узнают о преимуществах израильского Узи перед советским Калашниковым - или наоборот, или каких-то там еще автоматов или пулеметов - понятия не имею, кто круче и зачем оно все ( я только пулемет "максим" знаю, но это, по-моему, из другой эпохи)

Роман Яны Вагнер "Вонгозеро" вроде бы тоже из этой серии. Но он совсем не отсюда и совсем о другом.

yana_vagner_vongozero_

Она пишет конечно о катастрофе, точнее о том, что происходит после катастрофы, но в основном - между людьми.

По стилю - все тот же роман -катастрофа. Только вместо неизвестного вируса -мутанта - вроде бы совершенно безобидный грипп. Который, однако, выходит из- под контроля, и косит население России не просто семьями, а целыми городами. Вымерла Москва, вымер Питер, вымер Петрозаводск. Горстка людей - несколько семей, малознакомых друг с другом, пытаются убежать от надвигающейся эпидемии на далекое Вонгозеро, расположенное где-то в диких карельских лесах.

Сама книга напоминает классический road movie. Все действие происходит в дороге, по сути в совершенно герметичном пространстве, внутри некольких машин, где волею судьбы собрались герои абсолютно разные, с различными ценностями и представлениями о том, как ведут себя люди, вынужденные по той или иной причине оставаться вместе. Эта "герметичность" во многом накладывает отпечаток на книгу - она очень женская. В хорошем смысле этого слова. Написанная от лица самой обычной женщины, попавшей в очень жесткую жизненную ситуацию, сомневающейся, переживающей, порой чересчур эмоциональной, даже истеричной. Одни словом, рядовой женщины.

Поэтому сам грипп - точнее, обезумевший вирус, вышедший из-под контроля и ставший причиной вымирания половины населения, выступает лишь декорацией - пугающей, леденящей, заставляющей вздрагивать от ужаса, но декорацией.

Страшно наблюдать за сценарием эпидемии, но еще страшнее читать о том, как в экстремальных условиях даже самые родные и близкие люди могут терять человеческий облик, как ежедневно приходится делать нравственный выбор, как чуть ли не ежеминутно приходится пересматривать,казалось бы, незыблемые человеческие ценности.

1

Именно поэтому - из -за большого количества эмоциональныйх переживаний и глубоко прописанных, трехмерных характеров, я называю книгу женской.

Хотя с точки зрения детальной проработанности маршрута движения и множества мелких, но очень точных деталей она совсем не похожа на "женскую литературу". Сказывается многолетний опыт работы автора в логистике. Я - дотошная и нудная - по карте проверяла и названия городов, и расстояние. Совпадает! За что отдельное уважение Яне Вагнер - если ты пишешь фантастику, пусть и социально-психологическую, но при этом используешь реальные названия реальных населенных пунктов, то надо соответствовать.

И отдельно хочу сказать о том, что книга написана прекрасным языком. Не примитивным - этим особенно грешат мужские "стрелялки", но и не необоснованно -многослойным, с претензией на ненужную совершенно в этом жанре элитарность. Просто хорошим языком, который приятно читать.

И напряжение. "Вонгозеро" держит в напряжении от первой до последней страницы.

Очень рекомендую, но не всем.

Мальчикам, любящим про "пострелять, и чтоб с девчонками" - однозначно нет. Девочкам, любящим про чувства в нестандартных ситуациях - определенно да. Уверена - понравится.

Tags:

Comments

( 32 comments — Leave a comment )
melisevaiva
Jan. 13th, 2013 08:11 pm (UTC)
Читала Вонгозеро, еще когда Яна по главам его писала и выкладывала в ЖЖ. Прекрасно!
am1975
Jan. 13th, 2013 08:12 pm (UTC)
А я даже и не знала про ее журнал, пока книга не вышла.

Мне очень понравилось.
karial
Jan. 13th, 2013 08:15 pm (UTC)
Я читала, действительно неплохой роман...хотя, правда, половина образов довольно одномерная. Т.е., как стрелялка читается хорошо, но я бы не назвала это глубоким психологическим романом. Даже сама главная героиня не вырисовывается как образ. А придумано неплохо.
am1975
Jan. 13th, 2013 08:24 pm (UTC)
Видите, как по-разному воспринимается. Я как раз совершенно не увидела стрелялку. То есть мне даже показалось, что там могло быть больше "стрелковой динамики" - для тех, кто это любит.

Сама героиня мне как раз показалась типичной женщиной, находящейся в раздрае по всем статьям.
karial
Jan. 13th, 2013 08:29 pm (UTC)
В раздрае - да, но не очень интересная как человек... т.е., от легкого чтения многого не ждешь, но если это больше, чем "прочитать и выкинуть", то хочется более глубоких, запоминающихся героев. А тут они все определены своими бытовыми обстоятельствами. И не более.
am1975
Jan. 13th, 2013 08:35 pm (UTC)
Вот про определенность бытовыми обстоятельствами полностью согласна.

Мне возможно немного не хватило раскрытия образа героини за пределами этого бегства. Кем она была? Чем занималась? Какая у нее предыстория, одним словом.
karial
Jan. 13th, 2013 08:46 pm (UTC)
она целиком определяется своим статусом второй жены - и катастрофа не проявляет в ней ничего нового, вообще никто из героев не раскрывается по-другому, неожиданно....а это и есть отличие легкого чтения от литературы.
am1975
Jan. 13th, 2013 08:56 pm (UTC)
А мне показалось, что там очень показателен образ врача. Случайный, проходной, в общем-то образ, но очень такой характерный, на мой взгляд. Такой провинциальный чеховский доктор.
za_scenoj
Jan. 13th, 2013 08:34 pm (UTC)
По названию сразу показалось, что что-то есть с карельскими корнями, а уж если и Петрозаводск в маршруте после Москвы и Питера, то - точно :) Интересно! Хихи. Но Вагнер прям?!
am1975
Jan. 13th, 2013 08:37 pm (UTC)
И Петрозаводск есть в маршруте и еще много всякого-разного карельского.

Да, это девичья фамилия мамы автора, как я поняла.

Мне понравилось.
za_scenoj
Jan. 13th, 2013 08:41 pm (UTC)
welcome to Petroskoi, он же Äänislinna, он же Петрозаводск, если еще не приходилось бывать :)

при случае - почитаю, а может повезет прям по месту в Петрозаводске и приобрету! спсб!
am1975
Jan. 13th, 2013 08:44 pm (UTC)
У меня муж в Петрозаводске родился.:) Правда был практически сразу же оттуда увезен.
za_scenoj
Jan. 13th, 2013 09:01 pm (UTC)
Наверное, прям со мной в одном роддоме, номер один? :))) Меня там тоже родили, потом практически сразу увезли, потом вернули обратно и увезли вскоре вновь
am1975
Jan. 13th, 2013 09:09 pm (UTC)
Говорит, что да. В номер 1. :)
avatarakali
Jan. 13th, 2013 08:50 pm (UTC)
"Страшно наблюдать за сценарием эпидемии"
я вот во всех этих пост-апоках не понимаю одного: а зачем?
Зачем пытаться дергать свое сознание за ниточки в стиле "все умерли, а мы и Серега" представлением о том, что близкие и любимые вдруг начнут делать всем гадости, стоит им только оказаться в благоприятной для этого ситуации.

Да, в людях много такого, что в решающий момент "выползает". Да, люди способны на ужасы. Но пока еще не все так плохо =) И в реальной жизни близкие и любимые пока еще не делают гадостей, вот чему стоит просто порадоваться! =)
am1975
Jan. 13th, 2013 08:54 pm (UTC)
Да трудно сказать, зачем, Надь. Жанр такой. Зачем вообще вся фантастика, в которой далеко не только добрые сказочки? наверное людям нраивтся прогнозироать страшные сценарии и смотреть. как бы они вели себя в подобной ситуации, раз жанр пользуется спросом.
avatarakali
Jan. 14th, 2013 08:24 pm (UTC)
а вот поэтому я фантастику тоже перестала читать
когда она перестала быть просто "гипотетическим моделированием" и стала размазывать кровищщу по страницам ;) а так - была очень даже фанатом долгое время.
am1975
Jan. 14th, 2013 08:48 pm (UTC)
Надь, кинь мне в личку пожалуйста свой мейл - по поводу интервью. Я на следующей неделе тебе напишу.

Про фантастику - я совсем не фанат. То есть совсем никак. В детстве разве что умирала по Стругацким. Но где оно. то детство...

Но это - не столько фантастика, точнее фантастика с психологической компонентой. Так мне показалось.
frau_lu
Jan. 13th, 2013 10:55 pm (UTC)
Спасибо за рекомендацию, прочту
am1975
Jan. 13th, 2013 11:18 pm (UTC)
Не за что.:) хотя это все дело вкуса конечно.
lolasol
Jan. 14th, 2013 10:57 pm (UTC)
умеешь заинтриговать
am1975
Jan. 15th, 2013 12:09 am (UTC)
Интриганка.:))
lemurch
Jan. 15th, 2013 01:56 am (UTC)
Спасибо за рекомендацию) Прочитала с удовольствием, думаю через пару месяцев перечитать еще, только медленно. Действительно, очень хороший язык, и великолепная реалистичная детальность.
am1975
Jan. 15th, 2013 05:51 am (UTC)
Мне язык понравился отсутствием ненужной вычурности.
lemurch
Jan. 15th, 2013 11:31 pm (UTC)
Есть такое. А мне еще понравилось, что я узнала свое окружение в героях, вот прямо один в один. Очень верно выписано очень многое))
am1975
Jan. 15th, 2013 11:41 pm (UTC)
Да, мне показалось, что многие персонажи весьма характерны.
intrusa00
Jan. 15th, 2013 11:38 pm (UTC)
что-то все читают книги о глобальных катастрофах в моей ленте :)
am1975
Jan. 15th, 2013 11:41 pm (UTC)
2013 год. Циферки сами ка бы намекают.. как бы намекают. :))

На самом деле я не знаю как там все в твоей ленте, а я вот вперые лет за много-много фантастику в руки взяла.
anzhani
Jan. 21st, 2013 12:04 am (UTC)
М-да....)))

Скажи мне, дорогая, ЗАЧЕМ ты жила в моей голове, когда я ЭТО читала?
И зачем теперь МОИ мысли озвучиваешь?

;)

Хотя, надо заметить, мы с тобой немного разошлись: мне не хватило образности. Кто - главная героиня? Первая жена, или вторая? Про мужа можно не говорить... Я семь раз была замужем, про мужчин имею собственное мнение ;)))

Но по поводу "напряжения" - ты прям меня убила! Да, именно так, слово в слово!

Можно тебя попросить, а?

У меня, как всегда, завал со временем. Можно ли тебя попросить (если ты сможешь, не занята, вспомнишь, есть допуск к сети....) - скидывать мне личкой твои отзывы о прочитанном? Я страдаю, когда нечего читать. Безумно. А все, что попадается в последнее время - у меня вызывает зевоту. Но мы похожи. И, думаю, прочитанное мы воспринимаем почти равнозначно.

ОФФ. Кстати, "Числа" (трилогия) - как тебе? ;)
am1975
Jan. 21st, 2013 12:20 am (UTC)
Ха! А я про что?! Причем, заметь, мне географическая тематика вообще не знакома, я топографический идиот и могу заблудиться даже с GPS, но не могла не обратить внимание на точность маршрута. :))

Про главную героиню - у меня как раз сомнений нет. Мне она показалась такой девочкой-женщиной.Таких много. Вся в своем Сереже, с потрохами. Первый период брака, все дела...

Про отзывы - постараюсь не забыть и скидывать. Но у меня странный вкус иногда. Я не люблю часто то, что любят все и наоборот.

Пробегись по моему тэгу "книги" пока.Может что-то полезное будет.
anzhani
Jan. 21st, 2013 12:30 am (UTC)
Про топографический кретинизм - тут мы сестры, я тоже такая :)

Причем, парадокс: в лесу не заблужусь никогда и ни за что! Папина школа... А вот в городе - даже с навигатором плохо )))

Сейчас пойду изучать твой главный тэг. Безумно любопытно. У меня тоже бывает все "наоборот". Спасибо, пошла изучать.

Кстати, если интересно, ты тоже можешь пройтись по моему "что читать" - там тоже много моего личного, что публика воспринимает в штыки ;)
am1975
Jan. 21st, 2013 05:32 am (UTC)
Я уже изучаю тоже. :) С большим удовольствием , надо сказать.
( 32 comments — Leave a comment )

Profile

am1975
just_try

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com