?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Лимон раздора

Отпуск хорош тем, что появляется время почитать то, на что в обычные дни не было времени, записать какие-то впечатления, осмысление которых все откладываешь на потом, да и просто выспаться.

Расскажу вам сегодня об очень своеобразном спектакле, который мы с мужем смотрели в прошлые выходные, будучи еще в Германии. Спектакль называется "Лимонное дерево", и поставлен он израильтянкой Dedi Baron по одноименному фильму "Lemon Tree" очень известного израильского же режиссера Eran Riklis.



Foto: Düsseldorfer Schauspielhaus

Спектакль произвел на нас настолько неоднозначное впечатление, что вернувшись домой, мы тут же нашли "первоисточник" - одноименный фильм, получивший, кстати, приз зрительских симпатий 58-го Berlinale (2008 год). Хотелось получить максимально полное представление не столько о проблеме - ее суть и так ясна, сколько о различных способах художественного воплощения одного и того же произведения.

Так что о фильме тоже расскажу. Но сначала о спектакле. О лимонной роще, послужившей своеобразным "яблоком раздора".

Сюжет спектакля на первый взгляд незамысловат. Соседом палестинской женщины - владелицы роскошного лимонного сада, становится израильский министр обороны. С точки зрения службы безопасности высокого чиновника лимонная роща подлежит немедленной вырубке, так как представляет собой стратегическую угрозу для семьи министра. И бесправная малограмотная женщина становится на защиту своей собственности, нанимает адвоката и доходит в конце концов до Верховного суда Израиля.



Foto: Düsseldorfer Schauspielhaus

Понятно, что в этом конфликте нет проигравших и победителей. И, рискуя навлечь на себя гнев моих израильских читателей, позволю себе все же сказать, что все стороны являются пострадавшими, что и с той, и с другой стороны ежедневно происходят трагедии, льются слезы и несутся проклятия.

Лимонная роща - всего лишь модель, метафора, с помощью которой авторы хотели показать, как это страшно и тяжело - жить в состоянии постоянного, ежеминутного противостояния. Если и есть здесь некие аллюзии на чеховский "Вишневый сад", то весьма отдаленные, размытые, имеющие совершенно иную подоснову. Здесь конфликт общечеловеческий как в мутном зеркале отражается в нагромождении политических обид, противоречий и недоговоренностей.



Чем все это заканчивается, рассказывать не буду, чтобы у вас была возможность посмотреть если не спектакль, то фильм. Он определенно того стоит.

Тема арабо-израильского конфликта настолько остра для всех сторон, что рассказать об этом интеллигентно, без дерганных агрессивных выпадов, без неоправданных перегибов в ту или иную сторону достаточно сложно. То, что подобный спектакль был поставлен в Германии, дополняет пикантности. Хотя пикантность - не совсем правильное слово наверное. Мне было интересно, привнесут ли немцы что-то свое, добавят ли какой-то штрих, чтобы сделать тему далекого и не самого актуального для центральной Европы конфликта интересной именно для местного зрителя.

И они ее добавили. В спектакле есть героиня -журналистка, пишущая о конфликте. Так вот, в отличии от фильма, где журналистка показана весьма схематично, в спектакле она - немка по происхождению. И на все лады обыгрывается пассаж " как же мне о них писать, и вообще говорить что-то о евреях, если я -немка?" И тут же - " Почему, собственно, я должна испытывать чувство вины, ведь я родилась спустя много десятилетий после окончания войны! Нет сил виниться в том, чего ты не совершал."

Этот момент меня слегка удивил. Немцы стараются обходиться с этой темой очень деликатно, и вот так вот, в лоб, - не очень принято. С другой стороны, так и хочется сказать: " Да кто ж тебя просит брать на себя чужую вину? Вроде и разговор совсем о другом был". Возникает ощущение некоей неуместности. Персонаж придумали, яркими качествами наделили, а зачем он здесь -объяснить забыли.

Еще мне не хватило в спектакле цвета. Именно цвета, ярких цветовых пятен. Свежего, сочного лимонно-желтого, малахитово-зеленого, немного голубого - небо же даже там, где кровь и конфликты, все равно остается голубым! Фильм в этом смысле намного ярче, эффектнее.



Понятно, что театр - это совершенно иное искусство, и набор визуальных кинематографических средств много богаче, но уж больно темный, мрачный получился спектакль. Возможно в этом и была основная идея режиссера - показать, насколько все страшно там, в зоне конфликта, но мне не хватило сочности восприятия, если можно так сказать.

Еще одно отличие спектакля от фильма - в театральной постановке очень много надрыва. Полтора часа сплошной, непрекращающейся ни на минуту истерики. Рыдает главная героиня, хватаются за оружие солдаты, истошно кричит жена министра и швыряет в стены, в мужа и вообще во всех направлениях, куда только хватит силы докинуть, предметы домашнего обихода.

Фильм намного более спокойный, поэтичный даже где-то.



В фильме очень четко показаны характеры, любовно вычерчены все детали. Меньше политики и больше человеческих эмоций.

Я не могу сказать, что мне не понравился спектакль. Уже одно то, что после его просмотра появилось немедленное желание посмотреть фильм, говорит о многом. Скорее сама тема не слишком подходит для театральной сцены. Для эффектного воплощения идеи необходимо было, на мой взгляд, намного больше внешнего антуража, натуры. Но игра актеров прекрасна и постановка весьма любопытна в любом случае.

Немцы, кстати, воспринимают спектакль "на ура". Мы были спустя две недели после премьеры, и в зале не было ни одного свободного места. А на премьеру не попали - все продано.

Так или иначе, я очень рекомендую посмотреть фильм "Лимонное дерево" всем тем, кто любит необычное, несколько многослойное кино.

.

Кино о том, как это страшно и порой необратимо, когда политические амбиции доминируют над человеческим разумом.

Comments

( 38 comments — Leave a comment )
alechkov
Apr. 25th, 2011 12:52 pm (UTC)
Фильм видели, очень понравился, именно человечностью.
Может не в тему, но есть еще один израильский фильм, "The Band's Visit" - очень советую.
am1975
Apr. 25th, 2011 01:07 pm (UTC)
Я даже не слышала о таком фильме. Спасибо большое!
alechkov
Apr. 25th, 2011 01:12 pm (UTC)
Ой, посмотрите, мы были в восторге, что то очень человеческое есть в этом фильме.
am1975
Apr. 25th, 2011 01:16 pm (UTC)
Обязательно! Сейчас вернусь из отпуска и тут же найду. Спасибо большое. Очень люблю рекомендации, чтоб не наобум выбирать.
daryls
Apr. 25th, 2011 01:01 pm (UTC)
Я посмотрела этот фильм года два назад. На меня он произвел очень сильное впечатление. То ещё, что я как раз в тот период интересовалась палестино-израильским конфликтом, стараясь понять "кто прав, кто- виноват" склоняясь всё же в сторону палестинцев, наверное усугубило восприятие истории, как лишнее подтверждение тому, что в этом мире на первом месте стоит политика, а страдают от этого ни в чем не повинные люди, способные к состраданию, с той и с другой стороны ( взять к примеру мальчика-солдата или жену министра).
Насчет немецкой журналистки..))) Мне кажется, что с её помощью они попытались передать то, что на самом деле думают, обычно очень деликатные в этом вопросе, немцы. Не секрет, что Германия принимает на постоянное жительство евреев из той же России и выдает им немецкие паспорта. Потому что чувствует себя виноватой за геноцид. В то же время немцы понимают, что по сути они не обязаны отчитываться за то, что сделали (хоть и немецкие) фашисты десятки лет назад. Но не знают как сказать об этом, сохранив свое лицо.
am1975
Apr. 25th, 2011 01:15 pm (UTC)
Да, я с Вами согласна. Тема вины очень деликатная, и сказать об этом, не задев ничьи чувства, непросто. Но мне показалась ситуация в спектакле некоторым перегибом. Неуместно оно там было. Не о том речь шла совсем. Словно гос.заказ какой-то выполняли.

А фильм прекрасный. Меня он просто потряс.
5_p
Apr. 25th, 2011 01:26 pm (UTC)
--склоняясь всё же в сторону палестинцев--
В смысле, что они правы или виноваты?
am1975
Apr. 25th, 2011 01:30 pm (UTC)
Я не могу ответить однозначно. И фильм, и спекталь не о том, кто прав и кто виноват. Они, по-моему о безумии жизни в поле такого конфликта.
daryls
Apr. 25th, 2011 01:39 pm (UTC)
Я думаю вопрос был ко мне)))
Согласна, я не совсем понятно высказалась. Я имела ввиду, что на мой взгляд виновными в этом конфликте не являются палестинцы. Ну это деталь, не относящаяся к посту, в принципе.
am1975
Apr. 25th, 2011 01:53 pm (UTC)
Я извиняюсь тогда, что ответила на в той ветке.

5_p
Apr. 25th, 2011 01:44 pm (UTC)
Я заметила, что израильские фильмы или спектакли на тему арабо-израильского конфликта никогда не отображают реальную жизнь. Люди искусства у нас как правило живут в своих ракушках, далеких от террактов и ракетных обстрелов и судят о людях исходя из своих европейских предствалений. Проблема в том, что у арабов свои представления о том как должно быть.
Мне было бы очень жалко рубить деревья, но верить в добрые намерения палестинцев у меня не получается никак. И за каким туда этого министра жить понесло... вот это уж совсем неправдоподобно и кажется притянутым за уши затем, чтобы лишний раз пожалеть несчастный палестинский народ и выпятить жестокость израильских агрессоров.
am1975
Apr. 25th, 2011 01:56 pm (UTC)
Понятно, что это искусственно созданная ситуация и понятно, что в реальной жизни министр обороны вряд ли жил бы в таком месте. Но это гипербола, смысл которой -показать с помощью доступных средств, что в политических конфликтах прежде всего страдают обычные люди.

lolasol
Apr. 25th, 2011 01:22 pm (UTC)
какой сильный пост, как хочется, чтобы его прочитало побольше людей
несколько моментов, особенно затронули:

"Понятно, что в этом конфликте нет проигравших и победителей. И, рискуя навлечь на себя гнев моих израильских читателей, позволю себе все же сказать, что все стороны являются пострадавшими, что и с той, и с другой стороны ежедневно происходят трагедии, льются слезы и несутся проклятия. " -

и так во многом, во многих войнах, спорах и конфликтах часто об этом забывают и чаша перетягивает то в одну сторону, то в другую, в зависимости от того, в какую сторону надо сгустить краски в политических интересах т п. Трагедия же человека уходит на десятый план, а жаль, ведь именно она выходит за рамки стран, национальностей, "победелий и проигравших"

"И на все лады обыгрывается пассаж " как же мне о них писать, и вообще говорить что-то о евреях, если я -немка?" И тут же - " Почему, собственно, я должна испытывать чувство вины, ведь я родилась спустя много десятилетий после окончания войны! Нет сил виниться в том, чего ты не совершал." " -

на удивление подобное высказываение от немцев я слышала пусть и не много раз и не от журналистки, но проскальзовало. и что тут сказать, честно я была в растерянности, слишком в лоб, не привычно, но случается.

от любителя кино, очень интересная связь "кино-спектакль", обычно все сравнения по схеме "кино-книга". Еще раз напоминание о том, что все в жизни не с одного угла, жизнь она многогранна.

P.S. c твоего разрешения, хотела бы взять ссылку на твой пост к себе в ЖЖ
am1975
Apr. 25th, 2011 01:28 pm (UTC)
Ир, конечно дай ссылку! О чем разговор.

К сожалению, этот пост вряд ли прочитает много народу. Он длинный и неформатный.:))

Связь кино и спектакля получилась невольно. Мы шли на спектакль. О фильме я слышала, но не было возможности посмотреть. А тут повод такой хороший.

Что до конфликтов - увы, очень многие действительно забывают о том, что нет ни в одном из военных конфликтов нет только победителей и только побежденных. Там всегда изломанные судьбы. В фильме этот момент великолепно показан.

А про чувство вины я там написала выше. Сложно это все. И неуместно в данном контексте совсем, на мой взгляд.
lolasol
Apr. 25th, 2011 03:21 pm (UTC)
спасиББ
..да я знаю, что подобные посты часто остаются без внимания, народ все больше жаждит "хлеба и зрелищ"- старо как мир, но тем не менее пойду все же и сделаю ссылку
"изломанные судьбы" - все в точку, я помню, что когда смотрела фильмы про ВОВ в России, мне немцы представлялись ну самыми ужасными людьми в мире ив школе это все душевно подпитывалось, здесь случайно увидела фильм, в котором была показана трагедия человека, обычного рядового немецкого солдата. в такие моменты начинаешь все больше задумываться, что вообще весь ужас тот творится на уровне повыше, а тем кому витовку в зубы всунули по обе стороны барикад, мало среди чего выбирать пришлось.
самое удивительное, что категориями "черное-белое" думают много людей, не знаю почему, может лень чуть глубже заглянуть или просто так проще думать, не знаю, но от этого страшно бывает
сорри, может пример не совсем в тему, но вот у меня как-то такие параллели выходят
am1975
Apr. 25th, 2011 04:35 pm (UTC)
Помнишь может быть, я показывала как-то письмо времен войны. Открытку точнее.

http://am1975.livejournal.com/43933.html

Нам в руки случайно попала и попросили прочитать, что там написано. Открытка написана немецким солдатом откуда-то из России, из непролазных болот. И рассказывает он, как ему страшно и как трудно.

Та же трагедия, только с другой стороны.
lolasol
Apr. 25th, 2011 05:09 pm (UTC)
да-да, оно самое, человек, простой смертный, как пешка в механизме
(Deleted comment)
lolasol
Apr. 25th, 2011 03:47 pm (UTC)
такое мнение я тоже слышала и чаще, я его более естествнным воспринимаю, оно меня в ступор не вводит, так как более понятно. причинно-следственная связь.
я думаю вообще чувство вины и прошлое это не тот акцент, жить нужно в настоящем, но и выводы из прошлого делать и не вестись на манипуляции и страдать чувстовом вины
чем меньше у человека своего мнения, тем больше шансов, что ему его запихнут, а если это в большом маштабе, понятное дело, чем это может закончится
am1975
Apr. 25th, 2011 04:37 pm (UTC)
Я тоже слышала подобное мнение. Но это именно вариант " сиди и не высовывайся". Это вполне объяснимо как раз. Или ты , или тебя.
(Deleted comment)
am1975
Apr. 25th, 2011 04:26 pm (UTC)
Серьезно? А мне фильм фильм совсем не показался коньюнктурным. Мне как раз показалось, что режиссер попытался взглянуть на конфликт с обеих сторон, не принимая ту или иную позицию.
m_colacorta
Apr. 25th, 2011 07:04 pm (UTC)
Ну с чувством вины у немцев мне всё ясно. Существовала ведь специальная программа после войны и это чувство вины им в головы буквально вбивали.
am1975
Apr. 25th, 2011 08:32 pm (UTC)
Это да. Но после войны прошло больше 6 десятков лет. Когда -то нужно подводить черту.

m_colacorta
Apr. 25th, 2011 08:36 pm (UTC)
Так вот и пытаются таким образом сказать, что это были не они, что им не за что испытывать чувство вины, что они не виноваты в том, что сделали их деды.
am1975
Apr. 25th, 2011 08:41 pm (UTC)
Да нет, я понимаю,что Вы имеете в виду. Понятно, зачем они пытаются сказать и понятно, что нынешнее поколение не имеет никакого отношения. Просто так неуместно это было в данном случае. Как -будто проплаченная реклама в середине фильма.
m_colacorta
Apr. 26th, 2011 01:54 am (UTC)
Да, понимаю, но Вы ведь говорите, что они должны были как-то сделать спектакль интересным немецкому зрителю. А если уж появляется немецкая журналистка, которая рассуждает об этом конфликте, у кого-то действительно может появиться мысль о том, что она не имеет право высказываться по этому поводу.
З.Ы. Хотела сказать, что сама так не считаю, а просто рассматриваю ситуацию с разных точек зрения, но потом поняла, что сама себя обманываю. Стыдно в этом сознаваться, но у меня какая-то нелюбовь к немцам. К счастью, я владею собой, у меня есть друзья-немцы, эта нелюбовь никак не проявляется, но в глубине всё же живёт такое не очень хорошее чувство. Т.е. я бы скорее всего первая подумала о том же самом, о чём думает журналистка.
am1975
Apr. 26th, 2011 08:39 am (UTC)
Совершенно верно. Им нужно было сделать спектакль интересным для местной публики и они придумали вот такой ход. Спорный, на мой вкус, весьма, но видимо работающий.

Что до нелюбви к немцам - это достаточно частое явление. Просто не многие могут в этом признаться. И истоки его совершенно понятны и объяснимы. Но то именно то, о чем я и говорила выше. В какой-то момент нужно подводить черту. Знаете, я когда сюда приехала, меня многие мои московские друзья не понимали и спрашивали, как я могу там жить, и не давит ли груз прошлого и прочее.

Вплоть до того, не мерещится ли мне дым крематориев. Так во, когда я вижу, что представляет из себя эта страна сегодня, как она живет с этим наследием и что делает для того, чтобы люди знали и чтобы это никогда не повторилось, то ничего кроме уваженияу меня немцы не вызывают.


m_colacorta
Apr. 26th, 2011 03:10 pm (UTC)
Не всегда так просто подвести эту черту. Можно всё прекрасно понимать, все доводы, самому себе это объяснять, а вот внутри какое-то неприятие остаётся. У Вас всё же другая ситуация, если бы мне так пришлось в ту среду погрузиться, то ничего бы другого не осталось, только перестраиваться. Иначе не получится жить там.
am1975
Apr. 26th, 2011 06:13 pm (UTC)
Это верно. Если собираешься здесь жить, то нужно как-то принять для себя всю страну вместе с ее такой непростой и такой страшной историей.Или искать другое место для жизни.
annaleonidovna
Apr. 26th, 2011 01:20 am (UTC)
Спасибо большое очень заинтриговала. Мне даже спектакль захотелось посмотреть больше, чем фильм.
Вообще, люблю театры.
Но видно, придётся фильмом перебиваться. :)
am1975
Apr. 26th, 2011 08:32 am (UTC)
Анют, фильм на мой вкус очень достойный. Так что посмотри обязательно.

Он необычный очень.
stranniera
Apr. 26th, 2011 08:02 am (UTC)
Фильм с удовольствием посмотрю, спасибо за рецензию.
Как раз под впечатлением "Исхода" Юриса (я про книгу). И от того, как много не знала о событиях тех лет.

----...который мы с мужем смотрели в прошлые выходные, будучи еще в Германии---

Отпуск? "Правильная" Валенсия? :)
Хорошо отдохнуть и расслабиться!
am1975
Apr. 26th, 2011 08:44 am (UTC)
Нет, Олечка, Валенсия, точнее не Валенсия сама а рядом,- это летом. Это летний отпуск.:)

А мы на Северном море, на бельгийско-голландской границе. Кайф нереальный. и воздух водорослями пахнет и ветром.:)). Хорошо, что еще много дней.


Посмотри фильм. тебе понравится, уверена.


stranniera
Apr. 26th, 2011 11:51 am (UTC)
Здорово как, и про запахи очень настроенчески, море - моя любовь!
Вы не к Гурке ли с семейством присоединились сейчас? :)
am1975
Apr. 26th, 2011 06:11 pm (UTC)
Нет, Гурка уже вернулась, когда мы только уехали..

Мы немного в другом месте. На самой-самой границе.

Только что вот парковала машину возле супермаркета и тупо не могла понять, в какой я стране. Знака о том, что это уже Голландия (или еще Бельгия ) не было. А мы десять раз ездили по просмелочным дорогам туда-сюда.:))
rita_shein
Jul. 24th, 2011 05:29 pm (UTC)
если бы Вы один раз полежали на асфальте под нарастающим воем сирены об обстреле.
если бы вы видели фотографии зарезанной семьи, младшей девочке в колыбели было 4 месяца, а газа по этому случаю пела и плясала два дня - подвиг "палестинцев...
если бы Вы видели фото беременной женщины Тали хатуэль, которой выстрелил в живот такой вот "палестинец", а потом он хладнокровно расстрелял четырех ее маленьких дочерей...
А кавычки для "палестинцев" - потому что нет такого народа. Арабы, они и есть арабы. Арафат эту кличку для них изобрел, чтобы ценьги выциганивать.
А вся эта богема, окопавшаяся в Тель-Авиве, толком и не знает жинь Израиля и ставит свои "добренькие" фильмы в рассчете на одобрение европейцев. Глядишь, призом одарят. Они таких еврейчиков любят...
А когда недавно из газы расстреляли школьный автобус и убили мальчика подростка, то об этом левая тусовка фильм не снимет...
А вообще, клюква это развесистая, с проарабским душком.
am1975
Jul. 24th, 2011 05:40 pm (UTC)
Вы читали правила поведкения в моем журнале?

Будьте любезны, прочитайте внимательно еще раз, прежде чем что-то сюда писать.
rita_shein
Jul. 24th, 2011 05:46 pm (UTC)
Кстати, большинство таких "шедевров" спонсируется разными сомнительными зарубежными фондами, по сути, арабскими деньгами.
Я сейчас спросила старшего сына об этом фильме, он ответил - "а, это известное левое дерьмо".
am1975
Jul. 24th, 2011 05:49 pm (UTC)
Я никак не могу понять, что именно вы пытаетесть сейчас сказать? Вот правда.

В чем посыл? Надо уничтожать всех арабов?

К чему вот эти все ужасы про зарезанных четырехмесячных девочек применительно к фильму-то?

Никогда не понимала оголтелого национализма ни в ту, ни в другую сторону.

( 38 comments — Leave a comment )

Profile

am1975
just_try

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com