?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

У меня достаточно тяжелая работа. Она связана с пожилыми и часто очень больными людьми. Мои сотрудники не занимаются напрямую обслуживанием пожилых людей, но, скажем так, не вдаваясь в подробности, делают все возможное для того, чтобы этим старикам был обеспечен максимальный уход и забота. Все переговоры с больничными кассами, с социальными ведомствами, с реабилитационными центрами - это наша задача. Во время подобных "рейдов" порой случаются ситуации, о которых просто грех не рассказать. Потому что эмоциональное сталкновение со старостью и немощью - это само по себе испытание не из легких.

И тем сложнее порой бороться со всевозможным бюрократическим идиотизмом. Я сама редко выезжаю "в поле" к пациентам. Мое дело - руководить, структурировать, направлять. И заниматься всей финансовой стороной вопроса. И вот сегодня мой коллега - мы периодически перехватываем заказы друг у друга, когда у одного из нас запарка - с удивлением и возмущением сообщает, что ему не оплатили счет на посещение одного пациента.



А в документации четко прописано, что он там был. Начинаем проверять. Чиновник в сопроводительном письме написал, что оплачивать ничего не будет, так как фамилия старика ему, чиновнику, незнакома.

Начинаем проверять. Связываемся с кассами, с патронажной службой, с социальным ведомством. Выясняется, что в фамилии старика была пропущена одна (!) буква. Имя, год рождения, домашний адрес, страховой номер -все верно. Только одна буква! На этом основании человек-чиновник принял решение ничего не оплачивать, и , не разбираясь, откинул неоплаченный счет моему коллеге и списал старика за ненадобностью. За горами бумаг и актов, за сотнями канцелярских строчек человека - одинокого, слабого и плохо говорящего по-немецки - просто не заметили.

Хорошо , что разобрались.

А чтобы вы представляли, какими они бывают, наши старики, расскажу вам одну историю. Я уже писала про Рондо Каприччиозо. Для тех, кто не читал, повторю еще раз.

Сотрудник мой присутствовал на освидетельствовании одного очень пожилого человека. Процедура эта отчасти формальная, необходимая больше больничным кассам , чем пациенту, но так как речь идет о немалых деньгах, то ведомство по делам здравоохранения всегда очень тщательно готовит всю документацию, профильные врачи предоставляют полную историю болезни пациента представителю ведомства, во время визита составляется специальный протокол, фиксирующий буквально каждое слово всех присутствующих. Одним словом, достаточно долго, муторно, но необходимо.

Обычно мои коллеги не имеют никакой информации о пациентах до момента самого освидетельствования. Т.е. известны фамилия и адрес. Вся медицинская информация находится у врачей. Что касается каких-то личных аспектов, то мы все связаны подпиской о неразглашении, поэтому все увиденное и услышанное остается за дверями квартир, больничных палат и кабинетов. Но сегодняшний случай особенной. Родственница пациента сама попросила: "Расскажите об этом! Может быть, кому-то это даст надежду". Попросила врачей, чтобы они внесли этот факт в протокол освидетельствования, попросила моего сотрудника обратить на это внимание.

Я, как вы понимаете, разумеется, изменяю все детали, позволяющие узнать, о ком идет речь. Да и не рост с весом здесь важны, не имя и возраст, а суть.

Итак, человеку очень много лет. Последние два года он страдает болезнью Альцгеймера. Не дай бог кому... Если говорить обывательским языком, то это долгое, мучительное разрушение личности, которое может происходить на фоне совершенно крепкого физического состояния. Мне по роду деятельности доводилось видеть много пациентов, страдающих этим заболеванием. Безумно жалко родственников, на глазах которых любимый отец, муж, брат превращается из бодрого, цветущего человека практически в растение. Родственников, которые вынуждены привыкать к тому, что их перестают узнавать. Смотреть на это очень тяжело.

Мужчина, несмотря на достаточно тяжелое состояние, по-прежнему находится дома, а не в специализированном доме престарелых, где в большинстве своем проживают такие больные. Кстати, отношение к домам престарелых в Германии совсем не такое, как в России. И отношение общества к самому факту помещения пожилого человека в дом престарелых тоже очень отличается от того, к чему мы привыкли. Если вам будет интересно, я как-нибудь напишу об этом.

Этот мужчина живет дома, с дальней родственницей, которая за ним ухаживает. Она женщина уже немолодая, одинокая, но наверное могла бы тоже пристроить больного мужчину в специальное учреждение и жить своей жизнью. Но не сделала этого. Чтобы предотвратить ненужные домыслы скажу сразу, что о меркантильном аспекте речи быть не может. Там просто нечего брать.



Пациент - музыкант. Скрипач. Всю жизнь проработал в провинциальном симфоническом оркестре. Жил только музыкой. Семьи не нажил. Детей тоже нет. Инструмент не брал в руки уже лет 7. В последнее время он никого не узнает, совершенно не может обслуживать себя, не в состоянии выполнять простейшие операции - застегнуть рубашку, повесить полотенце на крючок, налить в чашку воды. Все это зафиксированно в медицинских протоколах, так как врачи городского ведомства по делам здравоохранения уже давно ведут этот случай.

Об игре на скрипке речи не идет уже много лет. Пациент не всегда может назвать свой возраст и ответить на вопрос, какое время года на дворе.

И вот идет обычный осмотр. Присутствуют врач, мой сотрудник, родственница и сам пациент. Мужчина смотрит совершенно пустыми глазами, ничего внятного не говорит.

-Вы же играли на скрипке?, - спрашивает доктор.- Можете рассказать об этом?

В ответ -совершенно бессмысленный взгляд. Руки перебирают кисти пледа, накинутого на ноги.

Доктор задает еще какие-то вопросы. Ответов от пациента не получает. Мужчина не может ответить на самые простейшие вопросы. Не понимает, в какой он стране.

Доктор беседует с родственницей. Становится очевидным, что решать тут нечего - ситуация прозрачна. Доктор и мой сотрудник готовят бумаги и собираются уходить, как вдруг раздается надтреснутый голос.

-Сен-Санс. Я сыграю вам Сен-Санса. Рондо Каприччиозо. Дай мне инструмент!



Родственница бежит в комнату и возвращается с футляром. Трясущимися руками открывает его и передает старику инструмент.

Пожилой человек берет скрипку. Бережно сдувает пыль. Скрюченные артритом пальцы прикасаются к смычку. И он начинает играть... Человек, который до этого не мог толком назвать свое имя.

У женщины-доктора выступили слёзы на глазах. Родственница тоже отвернулась к окну. Мой сотрудник - молодой, здоровый мужик - и то, говорит, мороз по коже пошёл.

Он играл и играл... И было ощущение, что он находится не здесь. Что нет этой небогато обставленной квартирки с характерным, застарелым "стариковским" запахом, столика с лекарствами, памятки с самыми важными телефонами, приколотой к обоям простой булавкой, клетчатого пледа...

Закончив, отдал смычок и скрипку родственнице и, повернувшись к доктору, спросил:

-Вы кто? Что вы делаете в моей квартире? Уходите, мне нужно готовиться к выступлению.

Comments

( 32 comments — Leave a comment )
natinatsen
Apr. 11th, 2011 06:45 pm (UTC)
мурашки по коже!
am1975
Apr. 11th, 2011 06:47 pm (UTC)
Ну прости. Работа такая.
melicenta77
Apr. 11th, 2011 06:49 pm (UTC)
Страшно... И да, действительно мурашки по коже от того, что даже при таком серьёзном распаде личности всё равно где-то что-то сохраняется, глубинное, и пробивается наружу.
am1975
Apr. 11th, 2011 06:57 pm (UTC)
Ир, это невероятно. Не перестаю поражаться.

Причем это я рассказываю такой очень уж из ряда вон выходящий случай. А в ежедневной рутине сколько еще такого - менее яркого, но от этого не менее страшного...
xenia_27
Apr. 11th, 2011 06:56 pm (UTC)
не дай Бог дожить до такого! я больше всего боюсь превратиться в старости в такое растение, у нас в семье прецеденты были :(((
am1975
Apr. 11th, 2011 06:58 pm (UTC)
У меня в семье тоже есть такие прецеденты, Ксюш.

Так что -да, не дай бог! Но уж коли такое случилось, то старость должна быть прежде всего достойной.
jane_smith
Apr. 11th, 2011 07:35 pm (UTC)
Это не дай Бог что такое :((( у меня тоже в семье есть прецедент :((((
страшно, просто страшно
человек "живет" 20 лет назад :(((
am1975
Apr. 11th, 2011 07:37 pm (UTC)
Ань, ну тебе как врачу это должно быть очень хорошо знакомо. Я-то, не будучи врачом, все никак не могу научиться отстраненности, когда сталкиваюсь с подобным. Каждый раз все это пропускается через себя и потом долго приходится приходить в равновесие. Хотя по сравнению с тем, что видят сотрудники, у меня вообще -детский лепет.
jane_smith
Apr. 12th, 2011 07:59 am (UTC)
Анечка, когда развитие этой болезни на протяжении многих лет приходится наблюдать у собственной бабушки, то что ты врач уже не помогает. Я именно о моральном аспекте говорю, и о страдании родственников, которые на определенном этапе даже сильнее страданий пациента.
am1975
Apr. 12th, 2011 08:07 am (UTC)
Это да. Извини, я наверное не таквыразилась. Коряво слегка. Понятно, что когда дело касается собственных родственников, то это непосильная эмоциональная ноша. Не дай бог кому. Я знаю, у меня в семье тоже прецедент был. Недолго, к счастью.
larisa_zv
Apr. 11th, 2011 07:41 pm (UTC)
Потрясающая история, Аня! Благородным делом занимаетесь! Интересно было бы узнать Ваше мнение о домах престарелых, я слышала не совсем хорошие отзывы. Переводы фамилий - это отдельная песня, бюрократам есть где разгуляться!
am1975
Apr. 11th, 2011 07:48 pm (UTC)
Лариса, я обязательно напишу о домах престарелых. Там много нюансов. В целом, как по мне -так это огромное благо. Для всех сторон -и для стариков, и для родственников. Что бы там ни говорили...
lolasol
Apr. 11th, 2011 08:20 pm (UTC)
старость это непросто, но это и есть жизнь
мне запомнилась настенная роспись в faber castell schloss - 3 возраста:
юность, зрелость и старость и так грустно было на нее смотреть, так реалистично
...я всегда "подозревала", что ты не "плюшками балуешься"
am1975
Apr. 11th, 2011 08:27 pm (UTC)
Старость -это закономерно. Просто когда сталкиваешься близко, без прикрас - становится иногда не по себе.
lavinya
Apr. 11th, 2011 08:58 pm (UTC)
Не дай Бог до такого дожить.
am1975
Apr. 11th, 2011 09:53 pm (UTC)
Да. Но никто не застрахован, увы.
rider3099
Apr. 11th, 2011 09:24 pm (UTC)
Сердце сжимается
am1975
Apr. 11th, 2011 09:53 pm (UTC)
Да. Это тяжело очень
markot
Apr. 11th, 2011 10:19 pm (UTC)
Ань, у меня некое дежа-вю случилось.. Ты не писала об этом же случае где-то год назад?
am1975
Apr. 12th, 2011 07:18 am (UTC)
Жень, нормальное и совершенно закономерное дежа-вю.)

Я уже писала об этом случае и там в тексте наверху пометила, что переношу сюда эту историю для тех, кто не читал. Меня просто разозлила до крайности эта история с перепутанными буквами, когда дело касается вот таких, как этот музыкант. Ну или не таких, а чуть лучше. Разницы, по сути, никакой.
markot
Apr. 12th, 2011 08:02 pm (UTC)
Фух :)

Вообще все эти буквенности порой столько нервов и времени стоят... И когда на ровном месте проблем выше крыши имеешь - такое гадство.
am1975
Apr. 12th, 2011 08:07 pm (UTC)
Бюрократическая машина, туды ее в качель.:)
markot
Apr. 12th, 2011 08:07 pm (UTC)
Культурно ты как еще по этому поводу выражаться умеешь :)
am1975
Apr. 12th, 2011 08:17 pm (UTC)
ЖЖ - публичное место. Я здесь всегда исключительно культурно выражаюсь.:))

v_strannik
Apr. 12th, 2011 08:17 am (UTC)
Потрясающе!
Какой ужас эта болезнь все-таки...
am1975
Apr. 12th, 2011 09:48 am (UTC)
Да, такого конца никому не пожелаешь.
vinsenty
Apr. 12th, 2011 09:41 am (UTC)
Вертинский почему-то вспомнился: "...но когда он играет концерт Сарасате, ваше сердце, как птица, летит и поёт."

Относительно чиновника, пропущенной буквы и неоплаченного счёта вот что скажу - хорошо, что есть такие, как это нынче принято называть, специально обученные люди, которые вовремя отслеживают эти неоплаченные счета и другие бумаги, и ведут переговоры с больничными кассами, с ведомствами, с чиновниками. То есть больной беспомощный человек уже не так беспомощен, не один на один с государством, которое и радо бы помочь, но вот буква пропущена...

am1975
Apr. 12th, 2011 09:54 am (UTC)
К счастью, такие ситуации происходят ве же не каждый день и во всем, что касается социального обеспечения пожилых и больных на немцев можно только равняться.

Конечно у них тоже полно проблем - и бюрократия эта проклятущая в том числе , но если рассматривать глобально, то в области соц. обеспечения они делают если не максимум, то очень много.

А чиновники -это такая особая группа людей, живущая по своими законам, плохо сочетающимся с человеколюбием и состраданием. Они живут в своих бумагах и не могут,не умеют сделать шаг в сторону. Да и не положено.
marg_f
Apr. 12th, 2011 11:17 am (UTC)
До слез...
Не дай бог таких болезней никому.
Но чиновничья тупость временами просто потрясает.
am1975
Apr. 12th, 2011 11:33 am (UTC)
С чиновничьей тупостью тяжело бороться. Но надо.:)

А болезнь жуткая действительно. Порой думаешь, что это намного хуже, чем физическая немощь.
amati_fi
Apr. 12th, 2011 04:32 pm (UTC)
я помню эту твою историю. мурашки по коже, действительно.
am1975
Apr. 12th, 2011 04:35 pm (UTC)
Да, я уже писала об этом. Вспомнила просто к вопросу о забытой букве и о том, что вот таких вот стариков можно оченьь легко обидеть.
( 32 comments — Leave a comment )

Profile

am1975
just_try

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com