?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я редко пишу что-то о фильмах. То ли не везло как-то последнее время, то ли еще что-то, но если после прочитанной книги чаще всего возникает желание поделиться, то с фильмами этого обычно не происходит. Но вчера мы посмотрели фильм "Незнакомка". Смотреть советую всем. В принудительном порядке. Как горькую пилюлю, которую необходимо принять во время болезни.



Порекомендовала нам его Ольга different_rome, за что ей большое спасибо. Порекомендовала, совершенно справедливо заметив в комментарии к моему посту про чисто итальянское ограбление , что у прекрасного актера Микеле Плачидо помимо роли непоколебимого и "непокобелимого" комиссара Коррадо Катани есть не менее запоминающиеся работы.

Фильм итальянского режиссера-провокатора Джузеппе Торнаторе "Незнакомка", номинированный Италией в 2007 году на "Оскар", в котором главную женскую роль исполнила очень самобытная российская актриса Ксения Раппопорт, более чем странный. Странный в хорошем смысле, если вы понимаете, о чем я.

Т.е. если бы меня спросили, какой он - фильм "Незнакомка", я бы сказала "странный". Как прилагательное, которым мы определяем качество, особенность, функцию предмета или объекта. Вот бывает яркое или блеклое, сладкое или соленое, красное или зеленое. Это как бы первый уровень. Бывают более сложносочиненные определения. Не кислое, а терпкое, не желтое, а канареечное, не плохое, а омерзительное. А фильм именно странный. На первом уровне. А если начинаешь углубляться в тонкости режиссерского замысла, то найти определение становится еще труднее.

Все в нем не так. Для итальянского детектива про мафию слишком предсказуем, для классического арт-хауза простоват, для социальной драмы - опоздал лет на десять. Тема проституток из Восточной Европы, загнанных в сексуальное рабство злыми сутенерами, успешно эксплуатируется в литературе и кинематографе уже многие годы.

Некоторое количество треша - с кровавыми сценами, с элементами легкого порно, с дергающимися кадрами в стиле адской "Необратимости" *Irréversible* француза Гаспара Ноэ.

"Необратимость" с великолепной Моникой Белуччи - один из самых страшных фильмов, которые я видела в жизни. Эта мелькающая, мельтешащая картинка со вспышками света, с рваным сюжетом, когда главного героя ломает, корежит, бросает из одного времени в другое - довольно распространенный прием. Использован он и в "Незнакомке".



Но если в "Необратимости" оригинальной особенностью является перевернутое действие, когда сюжет развивается с конца и снят одним кадром, без монтажных склеек, то здесь и этого нет. Действие вроде бы тоже повернуто вспять, но постоянно прыгает из одного времени в другое, перемежается воспоминаниями героини. В "Необратимости " действие просто линейно, задом наперёд. В "Незнакомке" -скачет туда-сюда.

Пожалуй, интересной особенностью является цветовая передача воспоминаний. Светлые, радостные моменты показаны в мягкой, светящейся, сливочной цветовой гамме - много света, много солнца, песочный фон на заднем плане. Все тяжелое, страшное, непреодолимое - в классической багровой эстетике. Для зрителя предусмотрительно расставляют "вешки" - здесь хорошее, здесь плохое. Смотри - не запутайся.

Отдельные составляющие картины вроде бы тоже совершенно предсказуемы.

Что там может произойти с русскоговорящей проституткой на Западе? Били? Били. Издевались? Издевались. Насиловали? Ну так профессия такая. Сложная профессия. Никто и не обещал, что будет легко.



Еще в любимой книге советской молодежи "Таис Афинская" сказано, что профессия сложная, с особенностями. А там - гетера. Гетера! Совсем не одно и то же, что проститутка, между прочим. Чего ж об обычной украинской шлюхе говорить? Что там с ней могло произойти такого драматичного, чего мы еще не видели?

"Интердевочку" Кунина мы опять же засматривали в свое время до дыр. А некоторые сначала зачитывали, а потом засматривали. И тоже драматизма и изломов хватало. Так что этим нас не удивить.

То есть с этой стороны особо ничего ожидать не приходится. Как бы. Хорошее такое словосочетание "как бы". Ничего не выражает и снимает всю ответственность. Потому что на самом деле сюжет держит намертво. Конечно не самую последнюю роль во всем этом играет выбор актрисы. Ксения Раппопорт - это женщина, которой в принципе можно ничего не говорить. Достаточно посмотреть в глаза.


Есть такие актрисы с "говорящими глазами". С глазами, которые могут сыграть любую эмоцию, независимо от того, что делает в этот момент тело. Сидит, стоит, ест, спит. Неважно это и совершенно второстепенно. Глаза уже сами все сказали. Когда Джузеппе Торнаторе спросили, почему он выбрал именно Ксению Раппопорт, он сказал, что очень долго не мог найти ту женщину, которая в состоянии сыграть подобную роль, не скатываясь в пошлость.

И в то же время не мог взять непрофессиональную актрису. Съемочная группа провела много проб с участием актрис из Восточной Еворопы, но никто не подошел. И тогда кто-то предложил попробовать актрис из России. И когда Ксения, не знавшая по-итальянски практически ни одного слова, и на все вопросы уверенно отвечавшая "si", пробовалась на роль, режиссер понял - попадание. Не ошибся, на мой взгляд, совершенно.



Что касается Микеле Плачидо...Это тот случай, когда крах иллюзий - во благо. В лысом, обрюзгшем, омерзительном сутенере очень трудно узнать седовласого сердцееда Катани. Но ему веришь безоговорочно. И в кровь, и в удары, и в агрессию, во всю ту мерзость, что таится порой в глубине человеческой души.



И Раппопорт веришь безоговорочно - до последней слезинки, до истерики, до обморока. Веришь, сопереживаешь и надеешься. Может оно все же пойдет по-другому, а?

Ну пожалуйста, господин Джузеппе Торнаторе, сделайте так, чтобы у нее все было хорошо! Ну вы же не Хичкок, правда? Не Пазолини? Это у них все всегда очень страшно. А вдруг у вас по-другому? Ну вдруг вам удастся? Удалось же вам создать такой фильм, где веришь каждому повороту сюжета, коих там - как у дурака махорки! Глядишь, и счастье увидим в конце.

А счастья нет. Но есть надежда. А надежда -это уже очень и очень много. Может быть, даже важнее, чем счастье. Счастье - уже константа. А надежда - динамика.

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
auto71
Dec. 7th, 2010 06:14 pm (UTC)
надо будет посмотреть
am1975
Dec. 7th, 2010 06:16 pm (UTC)
Посмотрите. Оно того стоит.
irishspace
Dec. 7th, 2010 09:20 pm (UTC)
Отличный фильм. С одной приятельницей сошлись в одном ощущении - в кинотеатре первые минут 10-15, пока не становится понятно, кто она, все внутренности от напряжения сжимались в комок и все тело съеживалось, редко кино вызывает такие ощущения на физическом уровне.
am1975
Dec. 7th, 2010 09:21 pm (UTC)
Совершенно верно. Первые кадры очень страшные. Обнаженная женщина с белым лицом.. Потом одинокая фигура в городе. Жуть.

И очень глубокий фильм, согласна.
v_strannik
Dec. 8th, 2010 07:30 pm (UTC)
Не видела. Но теперь обязательно посмотрю.
am1975
Dec. 8th, 2010 08:01 pm (UTC)
Посмотрите обязательно. Он действительно странный, но очень стоящий.
silviapons
Dec. 9th, 2010 09:14 am (UTC)
Аня, фильм действительно супер.Я смотрела его где-то больше года назад,впечатлило. Анализ у тебя получился выдающийся.Говорю без намека на лесть.
am1975
Dec. 9th, 2010 09:36 am (UTC)
Спасибо большое, Саша.

Анализ получился спонтанный. Мы были с мужем под таким впечатлением, что написалось у меня на одном дыхании. Он еще смотреть не хотел - социалка, проституки побои. Он не любит это. на работе гадости хватает. А я настояла, так как нам девушка одна очень рекомендовала его. И не разочаровались. Очень многослойный фильм.
silviapons
Dec. 9th, 2010 01:56 pm (UTC)
Да, кстати вот ещё: хочется отметить хорошую работу по подбору музыки в фильме плюс оч качественный музыкальный материал Энио Морриконе.
Согласитесь: для таких фильмов оч важно качественое музыкальное оформление для введения в атмосферу, ощущения...
am1975
Dec. 9th, 2010 01:59 pm (UTC)
Я могу сказать только с точки зрения делитанта, так как профессионально в музыке не разбираюсь. Меня музыка заставила сопереживать. А это наверное главное. Спасибо за имя композитора. Я, разумеется, не знала.
different_rome
Jan. 8th, 2011 08:09 pm (UTC)
Аня, только сейчас прочла этот пост о Незнакомке. Здорово ты все описало, глубоко. Я думаю, на меня фильм произвел меньшее впечатление, но я безусловно считаю его стОящим фильмом.
am1975
Jan. 8th, 2011 08:28 pm (UTC)
Оль, на меня он произвел очень сильное впечатление. Когда-то, еще во времена журналистской юности, я соприкасалась с темой женской работорговли и помню, какое жжуткое впечатление это все произвело тогда на меня -совсем девочку.

Наверное поэтому фильм такой резонанс нашел.

Спасибо!
( 12 comments — Leave a comment )

Profile

am1975
just_try

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com